ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Формирование методологии изучения профессиональной деятельности

Планируя изучение успешного протекания психических процессов в профессиональной деятельности для создания «нормали» состава, связи и чередования их протекания в целях повышения эффективности труда человека, А. И. Розенблюм рассматривал каждую деятельность как структуру, состоящую из «отдельных деятельностей», имея в виду отдельные стороны профессионального труда (например, сборка, регулировка, ремонт и т. п.). Критериями психофизиологической оценки рационализаторских мероприятий были выделены время (длительность каждого движения); количество движений; качество движений (форма, ритм и др.).

В это же время появляется стремление к методологическому объединению общей и прикладной психологии на основе ленинского понимания единства теории и практики.

Вырабатывая принципы и методы советского подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности, психотехники стремились к исследованию «психологических особенностей различных профессий, к определению дифференциации человеческих способностей и вариативности психических функций, связанных с конкретным трудом, к установлению влияния труда на психику и изменчивость психических функций в связи с воздействиями различных производственных факторов». Общая идея, которой руководствовались советские психотехники, заключалась в том, «что трудовая деятельность человека по природе своей предполагает активацию психических функций и тем самым определяет различные формы связи между трудом и «психологическим фактором». Исследование этих связей мыслится, по мнению С. Г. Геллерштейна, на основе «по крайней мере четырех концепций», которые должны стать теоретическим фундаментом для решения целого ряда научно-практических задач: 1) концепция о специфичности активируемых конкретными видами труда функций для обоснования решения задач профотбора и профконсультации; 2) концепция об изменчивости активируемых трудовой деятельностью психических функций в процессе формирования профессионального мастерства, для обоснования организации профессионального обучения; 3) концепция о колеблемости активируемых трудом психологических процессов, обусловленных фактором длительности работы, интенсивности, способа ее организации, внешних условий, для обоснования решения вопросов рационализации трудовых процессов, условий труда, организации и режима труда; 4) концепция о целесообразных сочетаниях психологических процессов в трудовой деятельности для обоснования организации разделения труда, функциональной группировки и объединения операций.

Формирование методологии   изучения профессиональной деятельности на основе марксистского учения положило начало оформлению системного и комплексного подходов, которые в последующем получили развитие и в теоретической психологии. Так, например, идея о рассмотрении каждой профессиональной деятельности как структуры, состоящей из «отдельных деятельностей», выделяемых по основанию отдельных сторон профессионального труда (сборка, регулировка, ремонт и т. п.), каждая из которых могла изучаться как самостоятельная деятельность, получила методологическое оформление в теории деятельности А. Н. Леонтьева.



 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту


http://kosivart.org.ua