ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Формирование теории системного исследования профессиональной деятельности

Указанные типы единиц соответствуют различным уровням (социально-психологическому, психологическому и психофизиологическому) строения деятельности, и каждая из них представляет собой систему взаимосвязанных единиц предыдущего уровня.

В целостном же акте деятельности поуровневая и межуровневая организации реализуются в объединении функционально определенных процессов (элементов), подчиненных одному и тому же мотиву.

Таким образом, деятельность рассматривается А. Н. Леонтьевым как сложная динамическая, многоуровневая иерархическая структура.

Теория деятельности, сформулированная А. Н. Леонтьевым, на данном этапе развития советской психологической науки является методологическим основанием исследований по психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Но, по словам ее автора, теория не является завершенной, а требует дальнейшего уточнения и развития, приближения ее применения к решению конкретных практических задач.

Теория деятельности явилась одной из предпосылок формирования системного подхода в психологии. В последнее время появился целый ряд теоретических концепций и научно-практических работ, которые представляют собой различные попытки реализации системного подхода к исследованию профессиональной деятельности (на основе положений К. Маркса о сущности человеческого труда). В частности, Э. Г. Юдин показал, что системный подход задает новые принципы изучения объекта, новую ориентацию всего исследования, усложняет методы анализа — от простейшей   формы научного описания — «параметрического уровня» к «морфологическому субстратному описанию» объекта до его функционального описания.

Новая ориентация психологических исследований в рамках системного подхода выражается в стремлении построить целостную картину объекта, которая наиболее отчетливо проявляется в следующих моментах:

1) элементы системы описываются с учетом «места» в целом;

2) построение систем иерархичное, один и тот же «материал», субстрат, выступает в системном исследовании, как обладающий одновременно разными характеристиками,   параметрами,   функциями и даже разными принципами строения;

3) исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;

4) для системного   подхода   специфично то, что свойства целого порождаются из свойств элементов и, наоборот, свойства элементов порождаются из характеристик целого.

Процесс исследования строения объекта может развиваться как «внутрь» объекта (анализ строения отдельных элементов), так и «вне» его (анализ объекта как элемента более широкого целого). Изучение объекта системного исследования проводится на трех уровнях анализа: параметрическом, морфологическом и функциональном. Параметрический уровень — это исходная форма научного описания исследуемого объекта, основанная на эмпирическом познании его свойств, признаков и отношений объекта. Морфологический уровень позволяет выявить поэлементный состав строения исследуемого объекта и определить взаимосвязи свойств, признаков и отношений, установленных при параметрическом описании объекта.

Для объяснения «жизни» объекта — принципов его организации, функционирования и развития — необходимо его функциональное расчленение, которое, в отличие от морфологического, не является жестко привязанным к пространственно-временной локализации элементов. Функциональное описание «может исходить из функциональных зависимостей между параметрами; между «частями» как элементами объекта или между параметрами и строением объекта». Причем «функция элемента или «части» (под. системы) объекта задается на основе принципа «включения», т. е. выводится из характеристик и потребностей более широкого целого».




 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту


Философия