ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Использование принципов системного анализа

Попытка формулирования системной концепции производственного обучения была сделана В. Д.Шадриковым. Рассматривая деятельность как многоуровневое полиструктурное образование, он выделил следующие уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный; компонентно-целевой; структурно-функциональный; информационный; психологический; индивидуально-психологический.

Н. П. Ерастов предпринял попытку выделить некоторые методические пути решения проблемы рациональной организации труда на основе метода «структурно-психологического анализа» деятельности. Он разграничивает подходы к деятельности как к объекту и как к предмету исследования, предлагая общую схему рассмотрения деятельности: «внешние действия — внутренние условия — характер деятельности — результаты деятельности». Г. В. Суходольский выделил три основных требования к психологическому изучению профессиональной деятельности. Первое — это требование психологической адекватности описания содержания, обусловленное выделением взаимосвязей предметной, орудийной и процессуальной сторон конкретной деятельности. Второе — это полнота психологического отображения реальной действительности, обеспечиваемая включением в описание следующих характеристик: 1) морфологии (состав и структура внешнего и внутреннего планов деятельности); 2) системы мотивов и функций, раскрывающей цели и результаты деятельности; 3) динамики развития и функционирования деятельности и ее подсистем в их взаимосвязи; 4) особенностей существования форм и компонентов деятельности; 5) целостных и парциальных характеристик, определяющих специфику этих форм и разнообразие деятельностей.

Третье требование — требование конструктивности описания деятельности, структурирование определенной последовательности описания действий и операций.

Таким образом, для современного развития психологической науки характерны тенденции формирования теории системного исследования профессиональной деятельности и реализации системно-структурного подхода в решении научно-практических задач.

Методическими средствами реализации системного подхода при анализе профессиональной деятельности служат основные принципы и методы, разработанные не только в последние десятилетия, но и выдвинутые советскими психотехниками.

Развитые в последние десятилетия теоретические концепции о психической деятельности, формировании, развитии, изменении и особенностях различных психических процессов, а также более совершенные регистрационные методы фиксации психических и психофизиологических процессов и системно-структурные методы их анализа позволили углубить психологический анализ профессиональной   деятельности.

Итак, можно заключить, что в современной советской психологии сложилось основное методологическое направление развития подходов к психологическому изучению профессиональной деятельности, которое ориентирует на разработку системного исследования профессиональной деятельности. Также появились новые методические средства исследования и анализа профессиональной деятельности. И тем не менее следует отметить наличие своеобразного методического кризиса, когда, с одной стороны, много разного рода теоретико-концептуальных схем, «ценных указаний» и также новых методических средств, а с другой стороны, нет отработанного целостного инструментально-методического арсенала для построения исследований в психологии труда. Кроме того, накоплено уже много удачных методических приемов, рационализаторских усовершенствований к методам. Но в то же время это множество методов есть некая сумма, а не система методов, раскрывающая пути их взаимосвязанного применения.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у практических психологов и студентов (специалистов по психологии труда) нет целостного единого инструментария для работы. Поэтому достаточно остро в психологии труда, и именно на современном этапе развития психологической науки, назрела необходимость решения такой задачи, как построение целостной системы психологического анализа профессиональной деятельности.



 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту


Философия