ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Теоретическое обоснование построения системы

Историко-теоретический анализ принципов и методов психологического изучения профессиональной деятельности и применение их при решении задач психологии труда в условиях производства позволили подойти к созданию целостного инструментально-методического арсенала средств организации исследования в практике. Было установлено, что можно построить систему психологического изучения профессиональной деятельности, используя современные принципы и методы анализа деятельности, а также основные принципы и методы профессиографии, организовав их применение с позиций системного подхода. Такая система должна обеспечить изучение внешних и внутренних составляющих структуры профессиональной деятельности в их взаимодействии для того, чтобы выявить закономерности регуляции процессов формирования, протекания и изменения профессиональных навыков, а также для установления характера влияния возникающих взаимосвязей между внешними и внутренними составляющими профессиональной деятельности на эффект работы человека.

Изучение профессиональной деятельности как целостного объекта строилось нами на основании положений. развиваемых в целом ряде работ, согласно которым человек профессионал. будучи сложной системой, функционирует в системе («человек — машина» или «человек—машина—производственная среда»), состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними. Человек-профессионал в этих системах рассматривается как «звено», «организующее систему, направляющее ее на достижение определенного, заранее им же самим заданного результата и обеспечивающего пластичность ее функционирования».

Таким образом, психологический анализ профессиональной деятельности человека может проводиться и «по линии анализа объекта как элемента более широкого целого, и по линии анализа отдельных элементов самого объекта». В качестве «объекта» мы рассматривали профессиональную деятельность, включенную в конкретный процесс труда, а в качестве «элемента самого объекта» — психологическую структуру профессиональной деятельности человека.

Подходя с позиций современной психологии к изучению профессии как «некоей объективной и притом совершенно регламентированной организации деятельности личности», мы считаем, что профессиональную деятельность необходимо исследовать как динамическую, полиструктурную многоуровневую иерархическую систему. Это означает раскрытие всего многообразия взаимоотношений личности с предметами, средствами и продуктами труда, с людьми, с целым рядом специфических и неспецифических явлений, сопровождающих трудовой процесс, и определение влияния этих взаимоотношений на функционирование актуализируемых деятельностью психических процессов.

В связи с вышеизложенным исследование различных видов профессиональной деятельности должно охватывать разнообразные стороны процесса труда, его организацию и данные об осуществлении этого труда человеком не только по внешним показателям, но и по показателям, раскрывающим регуляцию протекания данной деятельности. Поэтому психологический анализ профессиональной деятельности осуществляется как бы на двух взаимосвязанных уровнях, раскрывающих внешние взаимосвязи и взаимоотношения, которые складываются между простыми моментами процесса труда: целесообразной деятельностью или самим трудом, предметом труда, средствами труда, и человеком.

Изучение на внешнем уровне взаимосвязей между целесообразной деятельностью человека, предметами и средствами труда является исследованием взаимоотношений, складывающихся в системе «человек—машина», обусловленных конкретным техно-логическим процессом и внешними средствами его реализации. При этом исследуются и внешние условия данного профессионального труда, которые заложены в его организации (производственная среда), и характер их воздействия на человека в процессе деятельности. Таким образом, в целом исследуется система «человек—машина—производственная среда», «целостность которой создают так называемые человеческие факторы в технике».




 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту


http://log1ps.com