Методы психологического изучения профессиональной деятельности

С одной стороны, метод позволяет дополнить и пояснить информацию наблюдаемых в трудовом процессе явлений о причинах ошибок, брака и аварий, сложности и напряженности работы, неудобствах, раздражительности, неадекватного поведения; об ощущении усталости и т. п.; дополнить информацию, полученную из документации о содержании труда, его особенностях; о причинах обращения в медпункт, о причинах текучести и др. С другой стороны, метод позволяет получить информацию, которую трудно выявить не только наблюдением и изучением документации, но и экспериментальной проверкой. К этой информации относится следующая: оценка работниками условий и организации труда; оценка собственной работы; отношение к профессии, работе, коллективу, в котором протекает деятельность; мотивы выбора профессии; неудовлетворенность работой и ее причины; предложения по совершенствованию работы и др. Но следует учитывать, что «высказывания субъекта — показания его самонаблюдения должны быть взяты не как совокупность положений, заключающих в себе готовую истину о субъекте, а как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователем в результате их сопоставления с соответствующими объективными данными. Объективный анализ высказываний испытуемого приводит нередко к результатам, отличным или Даже прямо противоположным их непосредственному содержанию».

Метод изучения продуктов деятельности позволяет по результатам труда определить качество выполненной человеком работы посредством сопоставления продукта труда и требований, предъявляемых к его изготовлению. В результате такого сопоставления выясняется не только эффективность деятельности субъекта труда, но и некоторые причины, снижающие ее. Этот метод чаще применяется в тех случаях, когда осложнено наблюдение за протеканием процесса труда, или в тех случаях, когда требуется дополнительная информация о деятельности субъекта труда к данным, полученным методом наблюдения, опроса, эксперимента, изучения документации в целях постановки вопросов, требующих решения.

Трудовой метод представляет собой метод, включающий одновременно и элементы сбора материала, и элементы его анализа.

Сущность метода заключается в том, что психолог, изучая профессиональную деятельность непосредственно на конкретном рабочем месте, совмещает в одном лице и исследователя и рабочего, осуществляя самонаблюдение. Самонаблюдению предшествуют изучение технической и технологической документации и наблюдение за исполнением трудового процесса. Эти данные служат основанием для построения протоколов самонаблюдения, т. е. для проведения исследования трудовым методом.

Ценность трудового метода определяется тем, что в ходе изучения профессии этим методом достигалось «... доскональное знание профессии или вида деятельности», что «крайне обостряет наблюдательность по отношению к стороннему человеку, не говоря уже о том, что позволяет полностью ориентироваться, заметить в этой деятельности нечто практически важное, самое главное, необходимое для достижения успеха». При изучении профессии трудовым методом выделяются сложные элементы профессиональной деятельности, неоптимальные приемы работы, обусловленные нерациональной организацией обучения и рабочего места которые у профессионалов обнаружить трудно, так как они к ним уже приспособились, и тут же намечаются пути их оптимизации, рационализации и усовершенствования. Кроме того, метод позволяет выделить некоторые психологические функции, актуализируемые данной профессиональной деятельностью.

Как показали наши исследования, применение трудового метода особенно полезно при решении задач организации или оптимизации профессионального обучения и рабочего места, распределении функциональной нагрузки между работниками бригады на конвейере.

Однако этот метод применим лишь к профессиям средней квалификации, не требующим предварительной длительной теоретической и практической подготовки и не связанным с особо опасными условиями работы.

Биографический метод воссоединяет в себе методы опроса и изучения документации об общем и специальном образовании, профессиональном продвижении и т. п. Опрос проводится не только с исследуемым рабочим, у которого выясняются его интересы, потребности, мотивы выбора профессии, отношение к труду и т. п., но и с теми лицами, которые связаны с ним неформально, в быту (родные, друзья) и формально, на работе (руководители, товарищи по работе и др.).

Биографический метод позволяет выяснить условия формирования личности профессионала, формирование трудового пути рабочего, рационализатора, а также причины, усложняющие его адаптацию в профессиональной среде.