ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Задачи психолога в промышленности

Психолог труда в отличие от психолога, занимающегося экспериментальной психологией, не может заранее спланировать свою деятельность по решению какой-либо из интересующих его проблем или тем более конкретной практической задачи. Это обусловлено тем, что каждая сфера профессиональной деятельности человека имеет свои особенности, заложенные в разнообразии предметов и целей труда, техническом оснащении, условиях и организации труда. Также в различных отраслях промышленности, в различных производствах и организациях возникают свои специфические проблемы, которые определяют практические задачи и план проведения психологического исследования. Кроме того, психолог труда чаще попадает в ситуации, требующие не просто решения какого-либо конкретного вопроса, а в первую очередь его постановки, т. е. выявления причин, осложняющих деятельность работников и влияющих на эффективность результатов их труда, а затем уже их исследования и устранения. В связи с этим в деятельности психолога труда всегда должны присутствовать два совершенно самостоятельных, но взаимосвязанных аспекта: практический и научный, исследовательский.

Практический аспект — обусловлен потребностью общества в повышении экономической эффективности профессионального труда за счет его механизации, автоматизации и гуманизации. Научный аспект, в данном случае психологический, является одним из важнейших средств гуманизации, наступающей в результате осознания   социальной   ценности труда человеком, повышения интереса к нему, удовлетворенности трудом, совершенствования профессионального мастерства и снижения профессиональной утомляемости.

Достижения технического прогресса, даже самые совершенные, не могут быть реализованы без человека. Отсутствие необходимого состава профессиональных кадров, слабая профессиональная подготовленность специалистов, высокая утомляемость, заболеваемость и травматизм работников, конфликтность в коллективах и другие причины затрудняют быстрое освоение новой техники, технологии и структурных изменений в производственной организации. Поэтому прогнозирование экономического роста конкретного производства при внедрении научно-технических достижений не всегда полностью оправдывается.

Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной Деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимозависимость работников трудового коллектива, нормы выработки, распределение задания между работниками, оплата труда и ее форма, условия труда. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы; индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека. Изменяются мотивообразующая основа, цели, операционный состав гностических (познавательных, оценочных), преобразующих, исследовательских и коммуникативных действий, а также специфика и соотношение сенсорных, перцептивных, мыслительных, аттенционных, мнемических, исполнительных и эмоционально-оценочных компонентов при их реализации.




 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту


Философия