ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Профессиография и повышение профессиональной работоспособности

Настоящая работа проводилась на московском заводе, в цехе ширпотреба, на участке сборки утюга.

Основная задача исследования состояла в изучении деятельности сборщиц утюгов в условиях нового поточно-конвейерного способа производства в целях повышения их профессиональной работоспособности. Общая характеристика деятельности сборщиц. Работницы бригады, включающей четыре человека, осуществляют сборку II (сборка ручки с крышкой) и Ш (сборка всего изделия) узлов в четыре этапа, соответственно количеству членов данной бригады.

Каждый узел исполняют по две сборщицы, так как он разбит на два этапа, включающих различные технологические операции. Конвейер используется как транспортное средство для подачи заготовок к рабочему месту сборщиц и для транспортировки уже готовых изделий. Ритм конвейера свободный. Все члены бригады взаимосвязаны между собой не только единой продукцией труда, но и темпом и ритмом работы. Снижение темпа и нарушение ритмичности работы одной сборщицы влекут за собой сбой в работе всей бригады.

Рабочее место каждой сборщицы оборудовано таким образом, что все необходимые ей детали находятся в зоне оптимальной досягаемости. У каждой сборщицы помимо основного ящика для деталей есть также и ряд вспомогательных приспособлений, которые она может использовать для расположения материала. Необходимые заготовки поступают к работнице на лотках (по три штуки на одном лотке) по конвейеру. Закончив свою операцию, работница ручным способом отправляет лоток на следующий этап сборки. Для передвижения лотков от сборщицы к сборщице на их рабочих столах (которые представляют собой непрерывную ленту, идущую вдоль конвейера) имеются специальные" ролики. Лотки передвигаются от небольшого толчка, и эти действия не вынуждают женщин затрачивать значительные усилия.

Пооперационно-технологическое изучение трудового процесса.

Изучение технологического процесса сборки утюга проводится с целью выявления специфических психических и психофизиологических функций актуализируемых у работниц на каждом этапе сборки. В связи с тем что актуализация этих функций и характер их активизации по степени напряженности обусловлены технологическими нормативами (количество операций и время их исполнения, размеры деталей и средства осуществления работы), они должны быть детально изучены.

Сравнительный анализ технологических характеристик процесса сборки утюга с данными, полученными в процессе изучения деятельности работниц, показал, что различия в размерах используемых деталей. в величине пространства, на котором совершаются основные операции, в количестве операций, способах и времени их выполнения сказываются и на различиях в сенсорной и моторной нагрузке, и на требованиях к концентрации внимания, испытываемых сборщицами на разных этапах.

Подсчет общего количества операций, требующих использования силовых действий (работа механической отверткой, использование ручной отвертки и плоскогубцев для силовых операций); операций, требующих особой актуализации зрительного анализатора (точностная работа с мелкими деталями), а также и кинестетического анализатора (операции на ограниченном пространстве, работа с мелкими деталями, ручное привинчивание винтов), выявил относительное количество сенсорной и моторной нагрузки. испытываемой сборщицами каждого этапа.

На первом и четвертом этапах работы затрачиваются значительные мышечные усилия по сравнению со вторым и третьим этапами сборки. На втором и третьем этапах большую нагрузку испытывают зрительный и кинестетический анализаторы. Причем видно, что нагрузка на зрительный анализатор на втором этапе самая большая, тогда как на первом этапе сборки основная нагрузка падает на мускульный аппарат. И только на четвертом этапе наблюдается более равномерное распределение нагрузки на мускульный аппарат и на сенсорные анализаторы.

 



 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту


Философия