Профессиография и профессиональное обучение

Исполнение «машинных» операций протекает при одновременных согласованных действиях рук (подкладывание изоляции — правая рука; переключение рьгчага самохода — левая рука) и ноги (нажатие и отжатие педали).

Координация движений, выполняемых работницей четко и ритмично на основе оценки пространственно-временных отношений, изменяющихся при изготовлении обмотки на станке, наряду с вышеизложенным требует определенной организации мыслительной деятельности.

Рациональное планирование времени исполнения сложнокоординируемых действий, типичных для деятельности намотчиц, предопределяет успешность результата их труда. «Чувство времени», скорость реакции и концентрация внимания — вот те факторы которые в большей степени обеспечивают такие важные параметры движений, как быстрота, точность и слаженность.

Кроме вышеуказанных психологических и психофизиологических особенностей деятельности намотчиц исполнение сложнокоординированных движений в условиях быстрого темпа предъявляет требования к эмоциональной устойчивости работниц.

Итак, для освоения профессии намотчиц наряду со знанием особенностей технологического процесса изготовления изделий и способов его осуществления необходимо формирование сенсомоторной сферы. Причем мелкосерийность продукции, изготовляемой на участке, обусловливает возможность работы намотчиц в условиях разной скорости (высокой, средней, медленной) в зависимости от их индивидуально-типологических возможностей.

Профессиограмма деятельности намотчиц показала, что центр тяжести этой профессии лежит в моторной сфере и ее координации с сенсорными компонентами. Следовательно, основной задачей обучения профессии намотчиц является формирование сложных двигательных навыков.

Все психические функции, развитие которых необходимо для успешного выполнения работы намотчиц, формируемы и динамичны. Задача состоит в таком построении обучения, которое обеспечит их успешное развитие.

Организацию обучения на данном участке можно строить по единой схеме независимо от мелкосерийности выпускаемой продукции.

Разработка программы обучения. В основу построения программы обучения намотчиц был положен принцип активного усвоения знаний обучающимися. Реализация этого принципа может быть осуществлена. как показал целый ряд исследований, посредством применения теории поэтапного формирования умственных действий.

В области трудового обучения эта теория получила отражение в работах 3.А. Решетовой, И.П. Калошиной и др., посвященных основным вопросам построения учебных программ некоторых профессий по II типу ориентировочной основы действия.