ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Классификация профессий

Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е. А. Климовым. Суть ее заключается в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда все профессии подразделяются на пять главных типов: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Далее в соответствии с особенностями основных целей деятельности профессии и специальности подразделяются на классы гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).

Кроме того, специальности разнятся в зависимости от используемых орудий труда и условий труда (при этом различаются предметная и социальная среды, в которых протекает деятельность представителя той или иной профессии). В соответствии с особенностями целей, орудий и условий труда складывается и определенный набор требований к психофизиологическим и личностным качествам данного работника. Зная место профессии в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно обоснованно проводить профинформационную и профконсультационную работу с поступающими на производство или учащимися учебных заведений.

Мир профессий велик. Одни специальности притягивают романтикой, другие — хорошим заработком. В одних лучше раскрывается интеллектуальный потенциал человека, другие содержат возможность разнообразных форм общения, в третьих более важными являются волевые качества. Но достижения в любой профессии возможны при достаточном развитии интеллекта, общительности и волевых способностей человека. Одаренный, активный и творческий человек найдет себя в любом деле.

Выявление профессиональных интересов, указывающих на соответствующие склонности, можно проводить на основе использования дифференциально-диагностического опросника (ДДО), предложенного Е. А. Климовым.

Для изучения профессиональной направленности учащихся предлагается 20 вопросов, позволяющих классифицировать виды трудовой деятельности. При этом нужно ответить на каждый вопрос и каждый раз сделать выбор из двух возможных ответов («а» или «б»). В листе ответов (представляющем собой таблицу, в которой по горизонтали поставлены цифры, обозначающие тот или иной тип профессии, а по вертикали — номера вопросов) предпочитаемый вариант отмечается знаком «+», а отвергаемый— знаком «-».

 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту