ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


5.1. Ощущение

Свойства ощущений.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие формы движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.

Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.

Ощущение — простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.

Ощущения и объективны и субъективны. С одной стороны, в них всегда отражен внешний раздражитель. С другой — истинность отражения зависит от состояния нервной системы, индивидуальных особенностей личности и взаимодействия ощущений разных модальностей.

Например, в одном сборочном цехе рабочие отказались работать, потому что там душно. Дополнительная вентиляция не помогла. Приглашенный психолог посоветовал протянуть под цепочкой вентиляторов бумажную полосу. Придя утром на работу и увидев, как под струями воздуха колышется бумажное полотно, рабочие заулыбались: вот теперь свежо. Здесь, как пишет М. И. Станкин, сработала старая психологическая аксиома: когда один анализатор не создает необходимого ощущения, подключается второй.



 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту

ссылка на оригинал


http://fini3.ru/