ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


5.3. Память

Сохранение. Все, что не забылось — сохраняется. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с его глубокими интересами, с целью его деятельности, забывается медленнее. Многое из того, что имеет для человека особенно важное жизненное значение, совсем не забывается. Сохранение материала определяется степенью его участия с деятельности личности.

Существует сохранение с открытым доступом, когда информация может или произвольно, или непроизвольно извлечься из памяти. Однако имеется и сохранение с закрытым доступом, когда вспомнить что-нибудь возможно только при специально организованном воспроизведении, например, при помощи гипноза.

«Всякий жалуется на свою память, но никто — на свой здравый смысл», — писал Ф. Ларошфуко. Действительно, люди ошибочно думают, что хорошая память принесет им удачу в жизни и деятельности. Это не совсем так, важно правильно организовать мышление, но, тем не менее, существуют способы овладения своей памятью. Прежде всего, это так называемые мнемотехнические приемы, которые организуют материал так, чтобы его легче было запомнить. Например, фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — облегчает запоминание цветового спектра, или с помощью фразы «Yellow blue bus» иностранцы запоминают русское «Я люблю вас». Для запоминания цифрового ряда математик Г. В. Лейбниц предложил заменять такие числа фразами, слова в которых начинались с букв, соответствующих определенной цифре.

Один из самых эффективных методов развития памяти — это так называемая «система накопления». Основная мысль этой системы состоит в том, что память, подобно мускулам, должна развиваться постепенно, при помощи легких, постоянно повторяемых упражнений. Для этого нужно выбрать хорошо структурированный, желательно интересный, материал. В течение первой недели нужно учить только по одной строчке. Эту строчку важно не только зазубрить, но и прочувствовать, представить ее содержание. Запомненные строчки повторяются на следующий день, присоединяясь к новой. Через неделю учат по две строчки и так до запоминания трех страниц в день. Если в какой-то день не удалось выучить новый материал, то можно просто вспомнить то, что уже было выучено ранее.

Система накопления тренирует не только память, но и внимание и восприятие, потому что именно в них и заключается успех запоминания. Многие люди жалуются, что не могут запоминать имена людей. Но ведь имя человека — самое лучшее для него слово, и обращение по имени означает признание его личности! Но всегда ли человек акцентирует внимание на имени того, с кем его знакомят? Скорее всего, нет. Он отвлечен мыслями о том, как выглядеть более достойно, рассматривает собеседника или решает какую-либо более важную проблему. И вот результат — имя «вылетело» из головы. Для того чтобы хорошо запоминать имена, нужно, во-первых, хотеть их запомнить, во-вторых, повторить их («Очень приятно познакомиться, Викентий Никанорович!»), подобрать аналог иноязычному имени (Фредерик — Федя), припомнить, кого из знакомых так звали. И, наконец, нужно взять себе за правило, перед тем, как позвонить человеку или поприветствовать подошедшего, про себя повторить приветственную фразу («Здравствуйте, Люсьена Венедиктовна!»). При помощи этой маленькой хитрости человек может избежать неловких ситуаций, когда вместо одного имени говорится другое с последующим выяснением причин такого конфуза.



 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту


http://fini3.ru/