ПСИХОЛОГИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Изучение профессиональной деятельности

Исследование профессиональной деятельности как многопризнакового объекта требует актуализации целого комплекса различных научных знаний внутри психологической науки и вне ее.

Изучение данного объекта в настоящей работе ведется с позиций психологической науки как науки, осуществляющей интеграцию знаний о психике чело­века. Знания, привлекающиеся из других областей науки, используются в качестве вспомога­тельных для объяснения психологических явлений, обусловливающих деятельность человека.

Научное объяснение деятельности человека как субъекта труда, во-первых, возможно, если известны закономерные связи между деятельностью индивида и деятельностью общества. Эти связи раскрываются общей социологией через знания о законах развития социалистического общества, знания о механизмах действия и формах проявления этих законов в дея­тельности личностей и социальных групп. Человек рассматривается как личность, обладающая социальным качеством, которое про­является в его профессиональной деятельности. На­стоящее качество определяется следующими призна­ками: социально-обозначенной целью деятельности; социальным статусом и ролью; нормами и ценностя­ми, обусловливающими профессиональное поведение; уровнем образования и специальной подготовкой и др.

Социальные связи, возникающие в процессе дея­тельности между субъектами труда, обусловлены со­циальными статусами — позициями, занимаемыми индивидом в трудовом коллективе, и социальными ролями. Последние представляют собой объективные, выработанные обществом функции, которые должен выполнять человек на конкретном трудовом посту. В свою очередь адекватное испол­нение социальной роли зависит от соблюдения субъ­ектом труда правил трудового поведения, которые называются социальными нормами, и от того, что для субъекта труда является социально ценным.

Взаимодействие людей в процессе профессиональ­ной Деятельности определяется также организацией их социального взаимодействия, включающего сле­дующие уровни:

1) совпадение целей социальной организации, социальной системы и личности;

2) общности требований социальной позиции в организации и ожидании индивида;

3) совпадения ролевых требований социальной организации и реального поведения личности;

4) совпадение нормативных требований социаль­ной организации, норм социальной группы и норм личности;

5) общности систем ценностей, принятых социальной организацией, социальной системой и личностью.

Знания о признаках социального качества субъек­та труда, социальных связях и уровнях социального взаимодействия людей являются необходимым зве­ном при оценке степени профессиональной готовно­сти субъекта труда к исполнению данной деятельности. Они необходимы также для прогнозирования возможностей адаптации человека в избранной им профессии. Эти знания не менее значимы при осуществлении регулирующего воздействия на социально-психологическую адаптацию субъекта труда в кон­кретной профессиональной среде.

Во-вторых, объяснение поведения субъекта труда  профессиональной деятельности требует: 1) знания закономерностей и тенденций формирования и изме­нения его профессиональной направленности и оп­ределяющих ее факторов: интересов, мотивов, ценно­стных ориентаций, личностных установок, воли и т. п.; 2) знания закономерностей формирования и изменения психических процессов: восприятия, вни­мания, памяти, мышления и др.; 3) знания индивидуально-типологического своеобразия и его проявле­ния в поведении человека. Изучением данных явле­ний занимается общая психология и дифференциаль­ная психология.



 


ПСИХОЛОГИЯ


Поиск по сайту


Спорт