Классификация тестов

Итак, на протяжении веков существует интерес к тому, что же именно оказывает влияние на психологический портрет личности и оказывает ли такое влияние реакция человека на цвет. Если да, то может ли это служить ключом к раскрытию черт личности? Ведь известно, что некоторые из цветовых предпочтений диктуются обществом. Например, в западной культуре принято считать белый цвет символом чистоты, как духовной, так и физической.

На Востоке белый цвет используется в символике смерти и траура. Аналогичным образом различные политические движения и религиозные течения вводят цветовую символику и принимают для одного и того же цвета свои собственные обозначения.

Наши реакции на цвет весьма сложны. В исследованиях, выполненных Германом Роршахом и Максом Люшером, сделана попытка показать, в какой степени специфические типы личности отдают предпочтение некоторым цветам, тогда как другие производят на них отталкивающее впечатление. Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или отказом от него, или безразличием, то оно учитывается в психодиагностике. М. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окружающих о своем состоянии и истинных намерениях. Чтобы научиться оценивать других людей и контролировать собственное ролевое поведение, следует научиться читать эти сигналы. В качестве сигналов личности он анализирует те указующие знаки, которые использует один человек, чтобы дать другому человеку понять, какого рода личностью он хотел бы считаться. Люди понимают эти сигналы, хотя чаще и бессознательно, с поразительной точностью.

Под сигналом личности Люшер понимает «совокупность избранных человеком манер поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности и проявляется в их глазах, например, в качестве предусмотрительного и уверенного в себе человека или в качестве наивного и беспомощного».

Для истолкования наблюдаемых сигналов Люшер применяет метод функциональной психологии, на базе которого создан цветовой тест, который обоснован и разъяснен в его книге «Закон гармонии в нас» (переведенной на 17 языков). Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов по Люшеру включает в себя по четыре основных и дополнительных цвета. Основные цвета символизируют потребность в спокойствии, удовлетворенности ( синий), чувстве уверенности, настойчивости (сине-зеленый); волевом усилии, агрессивности, наступательности, возбуждении (оранжево-красный), активности, стремлении к общению, веселости (светло-желтый).

Дополнительные цвета (фиолетовый, коричневый, черный, серый) символизируют негативные тенденции, такие, как стресс, тревожность, огорчение, страх. Значение этих цветов, так же как и основных, определяется их взаимным расположением.

На основе анализа выбора цветов Люшер оценивал работоспособность личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое. Многочисленные международные исследования показали, что использование методики Люшера и его интерпретации позволяют выявить многие особенности личности. Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что красный цвет предпочитают лишь физически здоровые люди, выбирающие зеленый цвет — стремятся к самоутверждению, а синий цвет — удел флегматиков.

Разумеется, выбор цвета одежды может многое сказать о характере человека специалисту, непрофессионал же может позволить себе необоснованный вывод о природе такого выбора. Сигналы личности выражаются, в частности, в выборе одежды: традиционной или оригинальной, классической или консервативной. Одежда выступает в роли идола и в роли защиты. Другими словами, это одежда, соответствующая их идеалу и одновременно защищающая образ. Конкретные сигналы личности несет не только одежда, но и речь, музыкальные пристрастия и хобби, интерьер комнаты, квартиры и рабочего места.