Классификация тестов

Человек, умеющий осознанно воспринимать и классифицировать сигналы, понимает и язык мотивов. Он понимает больше, чем ему было высказано словами, его трудно обмануть. Если он понимает язык мотивов, то может сам посылать сигналы и целенаправленно способствовать достижению своих целей. Тест М. Люшера относится к проективным методикам, которые традиционно вызывают интерес в силу того, что существенно отличаются от стандартизованных методов особенностями стимульного материала, особенностями поставленной задачи, особенностями обработки и интерпретации результатов. Данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

К проективным методикам относятся также: тест Роршаха, иногда называемый «тестом чернильных пятен», ассоциативный тест КГ. Юнга, «Неоконченные предложения» — набор незаконченных предложений или рассказ, который требует завершения.

К методикам интерпретации относится составление рассказа по предложенным картинкам. Предмет интерпретации — рисунок тестируемого — «Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Семья», «Несуществующее животное» и др. В психологии, особенно зарубежной, разработано огромное количество разнообразных тестов. Справочники по тестам включают тысячи наименований, мы в качестве примеров приводили лишь наиболее известные.

К сожалению, отечественная психология отстает в разработке тестов от зарубежной. В 30-е годы XX в. в СССР были запрещены психология и тестирование, широко в ней используемое. Возврат к тестированию произошел лишь в 60-е годы XX в. Западная же психодиагностика наработала значительный ( хотя далеко не бесспорный) опыт тестирования.

Итак, знакомство с психодиагностикой как областью психологии, разрабатывающей и использующей методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, чрезвычайно важно для тех, кто изучает деловое общение. Психодиагностика поможет уменьшить вероятность ошибок в ответственной работе, предупредить конфликты в коллективе, отследить функциональное состояние участников делового общения, успешность профессиональной деятельности, наконец, просто понять себя и других.