Оформление профессиографии как подхода к изучению профессиональной деятельности

Итак, советским психотехникам к концу 20-х гг. удается в условиях отсутствия оформленной методологической и теоретической основы советской психологической науки впервые разработать методический подход к психологическому изучению профессиональной деятельности — профессиографию. Этот подход позволял составлять аналитическое описание профессии, включающее всю многообразную гамму внешних факторов, специфичных для конкретных видов труда, в определенной мере обусловливающих характер протекания профессиональной деятельности. Но психологическая структура, выделенная в процессе профессиографирования только на основании операционно-технологического анализа, представляла собой перечень отдельных психических и психофизиологических функций, актуализируемых при выполнении исследуемых операций. Поэтому проникнуть в «профессиональную структуру», т. е. в специфический способ сочетания профессионально важных признаков, как писал С. Г. Геллерштейн, «психотехникам так и не удалось, так как не был выяснен принцип структурного формирования профессии». Тем не менее данный подход не утратил своей актуальности и ныне. Так профессиография достаточно активно применяется в настоящее время не только в психологии труда, но и в инженерной психологии и эргономике.

Сохранил свое значение и получил дальнейшее развитие основной принцип применения методов в психологическом исследовании профессии — принцип комплексности. Сами методы не только не утратили своего значения в настоящее время, но и пополнились новыми. Так, для оценки степени напряженности труда Е. А. Деревянко с соавторами разработал метод дополнительных задач, состоящих из дискертных сенсорных сигналов с небольшим алфавитом арифметических примеров,   простых логических   задач.

Метод экспертной оценки был применен для изучения ошибок и их причин, возникающих в процессе деятельности. Метод заключается в опросе наиболее опытных специалистов, которые на основании знаний и опыта выявляют причины ошибок. В целях получения наиболее объективных оценок предложены специальные методы сбора и сравнения экспертных заключений: метод ранжирования, метод непосредственных оценок, метод неполного парного сравнения, метод последовательного сравнения. Расширено применение биографического метода для решения задач профориентации и профконсультации, и К. К. Платоновым предложен метод обобщения независимых характеристик, имеющий, по мнению автора, широкий диапазон применения. «Сущность метода обобщения независимых характеристик заключается в сборе и обобщении «жизненных показателей», т. е. факторов, характеризующих личность через особенности ее деятельности». Метод анализа ошибочных действий усовершенствован благодаря предложенной классификации ошибок, возникающих в процессе трудовой деятельности.

Четко определилась тенденция использования при анализе профессии операционно-логических методов, заимствованных из кибернетики, математической логики и теории информации, теории графов и матриц. Так, в работах В. П. Зинченко, Н. И. Майзель, Л. В. Фаткина и М. А. Дмитриевой были использованы некоторые идеи теории информации при анализе профессий оператора на «стадии информационного поиска» и авиадиспетчера. В. Н. Пушкин и Г. М. Зараковский применили алгоритмический метод для анализа деятельности дежурного по станции и диспетчера и оператора. Г. В. Суходольский, анализируя виды моделей деятельности операторов, использует теории графов для создания абстрактной модели деятельности, достаточно общей, по его мнению, для теории инженерно-психологического проектирования. Профессиональная деятельность представляется Суходольским в виде системы элементов деятельности (вершины графа) и связей между ними (дуги, соединяющие вершины). В результате получается абстрактный граф деятельности, в котором вершинам и дугам могут быть приписаны любые качественные и количественные характеристики.