Оформление профессиографии как подхода к изучению профессиональной деятельности

Вместе с тем в ряде работ отмечается необходимость осторожного применения математических и операционно-логических методов анализа, так как они «часто оставляют в стороне самые существенные психологические стороны деятельности». «Не следует забывать, — писал Б. М. Теплов, — что из факторного анализа как математического метода не вытекает прямо содержательная интерпретация фактов».

В последние десятилетия были модифицированы регистрационно-измерительные методы, частично использовавшиеся и раньше (хронометраж, циклография, фотосъемка, психофизиологические методы), а также были разработаны и некоторые новые: хроно-циклография; тензометрическая методика; методика графической регистрации движений конечностей; методика специальной киносъемки; инструментальная методика профессиографирования и др.

В последнее время появилась тенденция к классификации методов профессиографии. Они были разбиты на описательные и инструментальные по характеру сбора исходной информации о профессии и по комбинации существенных признаков, выделенных в профессиографических методах, на предметно-функциональные, операционно-логические, соматогра-фические, психофизиологические, личностные. Но ни одна из названных классификаций не раскрывает адекватной порядку научного исследования последовательности применения методов.

Схемы профессиографирования, разработанные психотехниками, в принципе сохранили свою начальную основу (имеется в виду перечень вопросов, подлежащих изучению), получив при этом более широкий диапазон применения в связи с развитием инженерной психологии и эргономики.

Идеи теоретического обоснования дифференцированного подхода к анализу деятельности при решении различных научно-практических задач также нашли свое отражение в целом ряде современных работ по психологии труда. Так, анализируя психологические особенности трудового обучения, В. В. Чебышева опирается на теоретические и экспериментальные данные об общих особенностях человеческой деятельности, разработанных в отечественной психологии. К. К. Платонов, рассматривая некоторые методические приемы профессиографии, отмечает необходимость дифференцированного подхода к решению различных практических задач и показывает специфику профессиографирования при решении задач профотбора и профориентации. Кроме того, он отмечает необходимость сопоставления структуры конкретной профессии с индивидуальными структурами личности. К. М. Гуревич, рассматривая проблему изучения психологических особенностей трудовой деятельности для решения задач профотбора, опирается на данные дифференциальной психофизиологии, теоретической и социальной психологии.

Сходным образом к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности человека подходит и Е. М. Борисова при изучении вопросов профессиональной пригодности. В. Г. Асеев, исследуя психологические особенности монотонного труда, обращается к теоретическим аспектам проблемы трудовой деятельности с целью определения ее структуры, содержания и механизмов психической регуляции, а также к социально-психологическим работам теоретического и практического характера в целях выяснения возможностей формирования такой важной психологической и социальной черты личности, как отношение к труду и т. д. Анализируя роль психологических факторов в решении задач научной организации труда, М.А. Дмитриева выделяет теоретическую психологическую основу для их исследования и трактовки полученных результатов. В основе работ, направленных на изучение различных видов трудовой деятельности в целях создания классификации профессий, для решения проблемы профессиональной ориентации и консультации, проводимой под руководством Е. А. Климова, также учитываются данные дифференциальной психофизиологии, теоретической и социальной психологии.