Теоретическое обоснование построения системы

«Человеческий фактор»—это сложное динамическое «образование», функционирующее при взаимодействии специфических социальных, психологических и психофизиологических регуляторов, обусловливающих деятельность субъекта труда, включенного в систему трудового процесса в качестве ее главного преобразующего, регулирующего и оценивающего компонента. Отличительной особенностью данного компонента является осознанное целенаправленное исполнение объективно заданных трудовых действий заданными орудиями труда, а также поиск новых способов и приемов достижения необходимых профессиональных результатов.

Изучение «человеческого фактора как компонента системы «человек—машина—производственная среда», включенного в процесс труда, осуществляется посредством профеосиографии. Она вскрывает причины (объективные и субъективные) неуспешности и затруднений субъекта труда при выполнении работы, а также способы его адаптации к профессиональной деятельности и позволяет выявить требования, предъявляемые профессией к личностным особенностям, психологическим способностям и психофизиологическим возможностям человека.

Исследование «человеческого фактора» в структуре трудового процесса как самостоятельной системы, функционирование которой обусловлено взаимодействием специфических мотивационных, когнитивных и операторных компонентов деятельности, строится   на   основе   положений,    разработанных А.Н Леонтьевым в теории   деятельности, которые рассматривались   нами как руководство  к выбору объекта исследования, к выделению   «единиц»  макроструктуры   деятельности   и   ее   анализу.

В качестве «единиц» анализа структуры профессиональной деятельности на макроуровне были определены следующие.

«Отдельная деятельность», которая «выделяется из общего потока деятельности» по различным признакам: форме, способам осуществления, эмоциональной напряженности, временным и пространственным характеристикам, физиологическим механизмам и т. д. В зависимости от того, какое значение приобретает тот или иной признак для субъекта и выступает ли этот признак или совокупность аналогичных признаков для субъекта как основной предмет деятельности, побуждающий человека мобилизовать все свои возможности (волю, внимание, знания, умения и т. п.), выделяется деятельность, психологическая структура которой подлежит изучению.

«Действия», выделяемые по конкретным задачам, которые должен решать субъект труда, заранее представляя способы их достижения и конечный результат. Задача рассматривается как цель деятельности, данная в определенных условиях.

«Операции», выделяемые по способу осуществления действия, представляющие собой как бы чисто «технический» состав действия.

Выделенные «единицы» взаимосвязаны между собой и при изучении деятельности рассматриваются во взаимодействии как целостный процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями.