Методы психологического изучения профессиональной деятельности

Сравнительный анализ результатов непосредственного наблюдения производится для составления качественной характеристики отдельных элементов процесса труда и выделения элементов, подлежащих опосредствованному наблюдению, на основе сравнительного анализа следующих данных:

пооперационного анализа процесса труда и способов исполнения операций, в результате которого операции группируются по их значению (подготовительные, исполнительные и контрольные) и по способам исполнения (ручные, машинно-ручные, автоматизированные и т. п.). Выделяются также операции, подлежащие регистрации;

индивидуальной организации рабочих мест и приемов работы, на основе которых оценивается оптимальность организации труда и, ориентировочно, организации профессиональной подготовки рабочих;

расположения  органов   управления, индикаторов и других устройств, с которыми работает профессионал, и использование их в процессе труда, в. результате которого оценивается оптимальность их расположения и удобства применения;

по авариям, браку, ошибкам и сбоям, происходящим в процессе работы, и причинам их возникновения, в результате которого проводится классификация причин их возникновения: «технических» и «человеческих» (психофизиологических).

Анализ ошибок рассматривается как анализ отклонений от нормального протекания трудового процесса, возникающих по вине человека, и осуществляется на основании сравнительного анализа информации, полученной при изучении документации по браку, авариям, травматизму; наблюдения за процессом труда, экспертной оценки и статистического анализа частоты и количества возникновения ошибок.

Анализ ошибок дает возможность проводить их классификацию и устанавливать причину их возникновения, которые могут быть обусловлены различными факторами: плохой профессиональной подготовкой; нечеткостью инструкции по работе; неисправностью оборудования; отрицательным влиянием окружающей среды на функциональное состояние работника; несвоевременной оценкой правильности действий; напряженностью работы; безответственностью работника и т. п.

Кроме того, анализ ошибок позволяет выделять сложные, критичные и напряженные ситуации процесса труда, в которых более четко проявляются актуализация и работа специфических функций, так как именно нарушение их согласованного протекания и приводит к ошибкам.

Статистический и графический анализы ряда количественных данных проводятся с целью получить объективную информацию о закономерностях и динамике протекания профессиональной  деятельности.

Статистический анализ выявляет ряд количественных изменений в деятельности в течение рабочего дня и особенно на ряде временных отрезков работы. По средним арифметическим показателям, по среднему квадратичному отклонению, средним ошибкам и ранговым корреляциям.

Графический анализ дает возможность рельефно и четко проследить те изменения, которые свойственны характеру протекания исследуемой деятельности. В частности, для определения характера динамики работоспособности широко используется графики, а для сравнительного анализа характеристик функциональной структуры деятельности — диаграммы.