Задачи психолога в промышленности

Перестройка трудового процесса требует глубокого и взаимосвязанного изучения социальных, технических, экономических и психологических образований. На практике же осуществляются планирование и организация только технических и экономических преобразований трудового процесса. Вопросам психологической перестройки, которую претерпевает человек, реализующий в трудовой деятельности достижения научно-технического прогресса, еще не уделяется должного внимания. Подтверждением этого положения могут служить следующие факты. Квалифицированные наладчики, обслуживающие ранее отдельные станки, оказывались недостаточно профессионально подготовленными для обслуживания автоматических линий, сменивших станки. Это приводило к крупным простоям части автоматических линий и даже к уходу некоторых опытных наладчиков с работы. Квалифицированные станочницы не смогли адаптироваться полностью к повышению скоростного режима работы станка. Большое количество ошибок, возникавших спонтанно в процессе их деятельности из-за ухудшения функционального состояния работниц, поглощало до 10% полезного рабочего времени. Осуществление нормирования труда сборщиц бригады при введении конвейера только на основе средних статистических данных о времени исполнения технологических операций создало неравномерную функциональную (психологическую и психофизиологическую) нагрузку, а также условия для возникновения социально-психологического конфликта между работницами бригад. В результате на конечных этапах сборки образовывались «завалы» частично собранных узлов продукции, значительно снижающие производительность труда бригады, а следовательно, и экономическую эффективность внедренного конвейера. Кроме этого часто возникала необходимость перегруппировки бригад.

Описанные примеры показывают, что в каждом конкретном случае необходимо прогнозировать или исследовать взаимосвязи, которые могут сложиться или уже сложились у человека в процессе трудовой деятельности с орудиями труда, предметом труда, трудовым коллективом. Исследовать отношение человека к процессу и результатам труда, а также влияние условий труда на его работоспособность. При рассмотрении этих взаимосвязей психолог должен уделять особое внимание «острым точкам» профессиональной  деятельности в целях   установления конкретных причин, которые могут повлиять или влияют на показатели экономической эффективности труда. Эти показатели могут быть обусловлены одним или многими факторами.