Задачи психолога в промышленности

Среди последних есть и субъективные и объективные. Например, слабая профессиональная подготовленность работника сочетается с неоптимальным скоростным режимом работы станка и нерациональным пространственным расположением органов управления. Наряду с вышеизложенным большое значение также имеет решение вопросов обеспечения практически всех подразделений различных предприятий и организаций необходимым составом квалифицированных работников, их закрепления на конкретном предприятии и создания резерва профессиональных кадров. Наиболее перспективным является динамичное многоаспектное рассмотрение данного вопроса: от профориентирования и профконсультирования школьников как потенциального резерва пополнения основной производительной силы общества, построения психологически обоснованного процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков до подбора рабочих постов поступающим на работу и обеспечения адаптации на них работников.

Решение данного вопроса предполагает анализ, с одной стороны, объективных социальных, специфически-профессиональных и экономических потребностей предприятий в работниках; с другой стороны, объективно существующих, но по разному проявляющихся у каждого человека потребностей, интересов, индивидуально-типологических особенностей и психологических возможностей людей, поступающих на конкретные промышленные предприятия.

В основе решения вышеизложенных психологических вопросов повышения эффективности профессиональной деятельности человека лежит ее психологическое изучение (профессиографирование). Оно должно обеспечивать информационное, диагностическое, прогностическое и методическое решение вопросов психологической подготовки к выбору профессии, формирования профессионального мастерства и социально-психологической адаптации, снижения профессиональной утомляемости, повышения безопасности труда, рационального распределения и управления рабочими кадрами, рациональной организации труда и управления трудовыми процессами. Примером такого профессиографирования является организация управления процессом формирования профессионала, протекающая в течение нескольких этапов: информационно-консультационного, профессионально-учебного, профессионально-консультационного и адаптационного.

Исходя из того, что формирование профессионала— сложный многоуровневый динамичный процесс, протекающий поэтапно, необходимо рассматривать социально-исторический, социально-экономический, социально-психологический, производственно-технический и организационный, психологический и психофизиологический аспекты, которые должны изучаться взаимосвязанно на всех этапах знакомства человека с конкретной профессиональной деятельностью и последующим освоением ее.

Информационно-консультационный этап — первоначальное звено, необходимое для формирования интереса у учащихся школ к какой-либо определенной группе профессий. Для проведения этого этапа психологи должны изучить целый ряд характеристик школьников (личностных, психологических, психофизиологических), с которыми они будут работать, и составить описание основных профессий, профессиограммы.