Задачи психолога в промышленности

Эти описания должны быть трех типов: первичная информационная профессиограмма необходима для обеспечения самостоятельной ориентации школьников в профессиях; вторичная информационная профессиограмма для консультанта, осуществляющего управляемую индивидуальную ориентацию и консультацию школьников при выборе профессии; диагностически-консультационная профессиограмма, включающая перечень тех личностных, психологических и психофизиологических характеристик, актуализация которых предопределяет успешность в труде. Эти же характеристики являются для консультанта основанием выбора диагностических методик для профконсультации. Завершением информационно-консультационного этапа является выбор школьником определенной профессии.

На профессионально-учебном этапе формирование конкретных знании, умении, навыков и отношения к данному труду и его результату должно строиться на основе прогностически-конструктивной профессиограммы, выделяющей те технологические операции, способы и приемы их исполнения, которые с большим трудом осваиваются человеком и от которых в наибольшей степени зависит успешность выполнения работы. Также в данной профессиограмме выделяются те личностные характеристики, конкретные психологические процессы и психофизиологические функции, актуализируемые у человека в процессе обучения, которые являются и основанием для подбора и разработки диагностических методов оценки успешности обучения.

Профессионально-консультационный этап — этап выбора рабочего поста на предприятии, этап расстановки кадров внутри предприятия. Проведение данного этапа психолог-консультант осуществляет на основании уже имеющихся у него с предыдущих этапов знаний о людях и на основе информационной профессиограммы, раскрывающей специфические особенности различных трудовых постов в рамках избранной человеком профессии.

На адаптационном этапе происходит реализация личностного интереса и приобретенных знаний, умений и навыков в избранной профессиональной деятельности, а также и приспособление к организационным, физическим и социально-психологическим условиям, в которых протекает деятельность. Для оценки характера и скорости адаптации человека на конкретном трудовом посту психолог должен использовать диагностическую профессиограмму, которая позволяет подобрать адекватные для данной профессиональной деятельности критерии и методы оценки (качественной и количественной) динамики адаптации человека и совершенствования мастерства и установить конкретные причины, осложняющие ее эффективное завершение.

Таким образом, психологическое изучение профессий, проводимое для разных целей, имеет специфические особенности, отражающиеся: в программе построения исследований; в методах, реализуемых в исследовании; в глубине, детальности и широте рассмотрения разных характеристик одной и той же профессии, а также и в форме представления материала.

Данное заключение показывает необходимость дифференцированного построения и проведения профессиографирования.