Построение дифференцированного профессиографирования

Специальная подготовка кладовщика проводится в аэропорту.

В том случае, если целью информационного профессиографирования является проведение управляемой психологической  профессиональной  ориентации и консультации специалистом-профконсультантом составление профессиограммы  в принципе можно проводить по той же схеме, но пункты схем № 2—4 должны быть более подробно проанализированы. Такое описание является одним из средств труда профконсультанта, необходимого для раскрытия оптанту не только его возможностей (при наличии интереса к какой-либо профессии или профессиям), но и тех специфических требований, которые профессии предъявляют к личностным и психологическим особенностям и психофизиологическим возможностям консультируемого, а также и для раскрытия роли рассматриваемых видов труда в развитии данных качеств.

Информационное профессиографирование и в первом и во втором случаях может проводиться посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы, методами изучения документации и интерпретации.

Диагностическое профессиографирование проводится в тех случаях, когда не ясны причины низкой производительности труда, брака продукции, травматизма, аварийности, конфликтности в коллективе, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является ориентировочным, поисковым. Первоочередной целью психолога в данном случае является диагностика, т. е. выявление причины или причин, обусловливающих наличие названных фактов.

Для установления диагноза необходимо изучить все специфические факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, установить соответствие их организации возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.

Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы.

1. Содержание деятельности:

а) предмет и задачи труда;

б) требования к качеству результата работы;

в) требования к квалификации работников (профессиональные знания, умения, навыки);

г) права и обязанности работников.

2. Орудия труда:

а) вид и режим работы;

б) информационные средства;

в) органы управления;

г) пространственная организация рабочего места.

3. Деятельность субъекта труда:

а) виды действий и их характеристика;

б) характер планирования и исполнения работы;

в) эмоциональные проявления;

г) виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности;

д) виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности.