Построение дифференцированного профессиографирования

4. Организация труда:

а) производственное обучение;

б) структура производственного взаимодействия работников (коллективный или индивидуальный труд);

в) планирование работы и контроль за ней.

5. Условия труда:

а) санитарно-гигиеническая   среде   (температура воздуха, запыленность, влажность и др.);

б) физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.);

в) режим труда;

г) формы оплаты труда и поощрения (морального и материального).

6. Характеристика требований, предъявляемых профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда (психограмма).

7. Анализ соответствия требований,   предъявляемых профессией к человеку, к организации и условиям протекания трудового процесса и возможностям субъекта труда.

8. Оценка эффективности деятельности субъекта труда.

9. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда.

10. Экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию деятельности субъекта труда.

В зависимости от характера и степени выраженности причин низкой эффективности деятельности работников необходимо учитывать и сведения общего характера: состав работающих по возрасту, стажу работы общему и по данной специальности, уровень специальной подготовки, профессиональную заболеваемость, травматизм и текучесть кадров.

Завершающим этапом исследования профессиональной деятельности диагностического характера являются формулирование конкретной практической задачи и построение программы изучения данной деятельности. Диагностическое профессиографирование требует привлечения целого комплекса методов: сбора эмпирических данных и их обработки, а также и интерпретационных методов.

Прогностическое профессиографирование обеспечивает решение конкретной практической задачи в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию или изменению в нужном направлении именно тех явлений, которые подлежали специальному изучению. Например, ими могут быть или совершенствование профессиональной подготовки специалистов, или снижение профессионального утомления и травматизма или совершенствование процессов нормирования и планирования труда, сокращение текучести профессиональных кадров и снижение конфликтности в коллективе и др.