Профессиография и профессиональное обучение
Этот тип ориентировочной основы имеет следующую структуру.
1. Цель действия (требования к конечному продукту).
2. Характеристика исходного материала.
3. Выделение основных технологических стадий изменения предмета труда.
4. Выбор и анализ орудий (смена орудий в процессе работы).
5. Выделение трудовых операций (пространственные, временные, силовые характеристики движений, последовательность операций).
6. Общий план деятельности.
7. Пооперационный контроль.
8. Контроль конечного продукта.
Наряду с развитием ориентировочного звена важная роль принадлежит звену исполнительному.
В орудийном производительном труде роль исполнительного звена выполняют произвольные движения, в формировании которых А. В. Запорожец выделил следующие этапы.
1. Этап предварительного ознакомления с приемами работы (выясняется внешняя картина усваиваемой операции).
2. Этап практического овладения операцией. Упражнения — овладение навыком.
3. Этап совершенствования усвоенной операции.
Отмечая значение упражнений для развития произвольных движений. А. В. Запорожец добавляет, что обучение нельзя заменить упражнением, надо помнить о его вспомогательной роли в обучении. Упражнения в качестве необходимого элемента должны содержать активную регуляцию со стороны учащегося. которая основана на тесной связи между афферентной и эфферентной системами. Коррекция движений. осуществляемых с помощью эфферентных отделов ЦНС. возможна только при поступлении достаточного количества афферентной информации. Такая информация отражает изменения внутренних и внешних условий, влияющих на ход эффекторного процесса. Связь между механизмами ощущения и системами. ответственными за выполнение движения, делает невозможным формирование двигательного навыка без учета сенсорной информации и ее использования.
В процессе орудийных практических действий наибольшее значение имеет зрительно-кинестетическое регулирование движений. Но использование сенсорной информации в деятельности человека предполагает наличие у него определенных сенсорных образов, которые служат ему для сличения с ними той сенсорной информации, которую человек получает от внешних и внутренних условий своей деятельности.
Чтобы правильно оценить осведомительную информацию и перешифровать ее в информацию «исполнительную», в систему адекватных эфферентных импульсов, индивидуум должен хотя бы приблизительно знать, что и как нужно делать, иметь известную программу предпринимаемых действий.
Такая программа должна содержать требуемые значения параметров, того действия, которое осуществляется.