Кто может работать с людьми

Безусловно, для успешного осуществления любой профессиональной деятельности необходимо соответствующее развитие как общих, так и специальных способностей. В современной психологической науке выделяются такие основные этапы формирования специальных способностей: задатки — влечение — склонность — способность. Специальные способности, как и общие, обнаруживаются и развиваются, как уже отмечалось, только в деятельности, обусловливая одновременно успешность овладения ею.

Специальные способности, от которых в решающей мере зависит освоение профессий типа «человек —человек» высоких уровней сложности, подразделяются на две группы:

• конструктивные способности — качества, обеспечивающие успех в преобразовании окружающего мира, в улучшении общества и личности;

• интерсоциальные способности — качества, гарантирующие успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий.

Среди интерсоциальных способностей выделяются организаторские и коммуникативные, а среди конструктивных — оперативно-исполнительские (качества, обеспечивающие энергичные, точные и быстрые действия по практической реализации замыслов) и гностические (познавательные).

Обе группы способностей взаимно переплетаются и их деление довольно условно, показателями же уровня их развития являются:

1) успешность результатов деятельности;

2) оригинальность выполнения различных видов работ;

3) степень преодоления неблагоприятных условий деятельности и встречающихся трудностей;

4) быстрота овладения новыми знаниями и навыками.

Учет особенностей формирования склонностей и способностей, профессиональной направленности человека способствует правильной организации подбора и расстановки кадров. Владение этой информацией позволяет определить пути дальнейшего использования работников и планирование их обучения новым видам деятельности.