Как часто нужно перестраиваться

Частая смена трех компонентов (задач, руководства, состава) также негативна для оптимального функционирования личности и коллектива. Искусство руководителя состоит как раз в том, чтобы совместно с кадровой службой найти здесь «золотую середину». Самое интересное в этой дилемме — взаимосвязь пользы или вреда для личности и коллектива. Развивается или нет отдельная личность — это польза или вред для нее и для других. Выигрывает или проигрывает коллектив — выигрывает или проигрывает личность.

В свое время академик Б. Г. Ананьев утверждал, что для развития и сохранения разума человеку необходимо постоянно работать над своим интеллектом. То же можно сказать и об искусстве общения и способности к завершению начатых дел. И то и другое надо вырабатывать.

В целом же изменения в познании, коммуникациях и практической завершенности деятельности — ключ к гармоничному развитию личности человека, коллектива и любой другой общности людей. Умственная, коммуникативная, практическая деятельность в сочетании дают эффект целостного, гармоничного развития личности и общества.

А для того чтобы избежать внутренних и внешних конфликтов личности и коллектива, нужно задействовать организационно-правовой механизм конкурсности, сменяемости задач, руководства, состава. Другим стимулом развития является реальное включение социальноэкономических рычагов обмена полезного продукта в систему производственных отношений.

Кратко подводя итог рассмотрению вопросов отношений в трудовом коллективе, следует сделать такие выводы:

1. Групповые суждения надежнее индивидуальных. Однако решение проблем в этом случае занимает больше времени.

2. Групповое обучение протекает быстрее, чем индивидуальное.

3. Решение, принятое в результате совместного обсуждения, рискованнее индивидуального из-за возможности давления на него.

4. Люди чаще взаимодействуют с теми, кто сидит напротив или хотя бы через одного человека, нежели с теми, кто сидит рядом. При этом женщины используют зрительный контакт как форму коммуникации чаще, чем мужчины.

5. Работники, положительно ориентированные на других, расширяют социальное взаимодействие, увеличивают связи и повышают уровень морали в общности, в то время как личности, ориентированные на вещи, задерживают социальное взаимодействие, снижают сплоченность и ухудшают моральные отношения, порождают в коллективе подозрительность и зависть.

6. Член группы с отклоняющимся, непрогнозируемым поведением нарушает и подавляет ее функционирование так же, как и человек с высоким уровнем тревожности. В то же время социально приспособленный работник содействует ее эффективному функционированию.

7. Группы с разнополым составом более подвержены социальному давлению, внушению, чем с однополым, что связано с большей озабоченностью межличностными отношениями.

8. При прочих равных условиях коллективы, состоящие из людей, обладающих различными способностями, действуют более эффективно, чем те, которые объединяют работников с аналогичными способностями.