Психологическое изучение структуры трудового процесса

Функциональная структура внешнего строения деятельности

Изучение функциональной структуры деятельности намотчиц проводилось на этапе изготовления собст­венно намотки катушки трансформатора.

Процесс намотки катушки трансформатора осуществляется работницами на намоточных станка следующим образом С на матываемой катушки и со счетчика к работнице поступает информация в виде сигналов, отражающих процесс протекания намотки (равномерность и плот ность укладки витков, качество провода и изоляцион­ного материала, ширина намотанного слоя, количест­во намотанных витков). Сигналы, поступающие на зрительный, кинестетический и кожный анализатору актуализируют специфические для данного вида профессиональной деятельности функции восприятия внимания, мыслительные, сенсорные, сенсомоторные В зависимости от сигнала или нескольких сигналов, отражающих протекание процесса намотки, активи­зируются исполнительные органы намотчицы (руки и нога), которые воздействуют на органы управления станка (рычаг, педаль, центровку, планшайбу) с целью внесения требуемых изменений в процесс на­мотки (отмотка провода, натяжение провода, замед­ление или ускорение намотки, остановка станка). На­пример, неравномерная укладка провода является сигналом, увидев который намотчица сразу снимает ногу с педали и тормозит рукой планшайбу. Тем са­мым она останавливает вращение оправки, на кото­рой закреплена катушка, для того чтобы устранить дефект намотки, т. е. отмотать витки и намотать вит­ки заново, равномерно.

Анализ осуществления процесса намотки катушки позволил установить, что в целом профессия намот­чиц предъявляет особые требования к:

восприятию зрительному и кинестетическому при осуществлении контроля за качеством укладки про­вода на катушку;

вниманию: устойчивому в течение всего процесса намотки провода; концентрированному в начале и в конце намотки слоя; распределенному в середине на­мотки слоя;

сенсомоторной координации; зрительно-двигатель­ной и тактильно-двигательной в течение намотки все­го слоя и особенно в конце его и пространственно-временной в конце намотки слоя;

мышлению: оперативному при планировании вза­имодействия сенсорных и моторных функций на эта­пе завершения намотки слоя и переходе к последующему слою и наглядно-образному при изготовлении изделия по заданному в чертеже образцу.

Специфика работы намотчиц и условия ее орга­низации создают определенную психическую напря­женность и предъявляют требования к эмоциональ­ной устойчивости работниц.