Психологическое изучение структуры трудового процесса
Пространственное размещение органов управления, индикаторов и специальных приспособлений создает неоптимальную пространственную организацию основных оперативных сенсорных и моторных зон деятельности. Так, ванночка с оловом расположена вне максимальной зоны досягаемости руки и находится слева от работницы, тогда как пайка провода производится правой рукой. Направление переключения рычага не соответствует направлению переключения каретки (при переключении рычага слева направо провод наматывается справа налево). Счетчик числа оборотов расположен слева, сбоку от работницы, что вынуждает ее при считывании показателей поворачивать голову влево и напрягаться, чтобы успеть одновременно считывать показатели и не упустить какие-нибудь дефекты при намотке провода.
Нерационально устроено рабочее место и с точки зрения рабочей позы намотчиц. Поза основной группы намотчиц напряжена. Работницы сидят близко, придвинув винтовой табурет к станку, прямой корпус немного наклонен вперед; руки согнуты в локтевых суставах и удерживаются на весу; нога, нажимающая на педаль, согнута в коленном и голеностопном суставах, свободная нога (опорная) находится на полу или на самостоятельной подставке, которую работницы обычно делают из освободившейся от провода бобины. В процессе изготовления изделия работницам приходится сильно наклоняться вперед, резко поворачиваться вправо или влево за материалами и инструментами.
Итак, организация рабочего места, так же как и санитарно-гигиенического условия, по целому ряду специфических параметров является нерациональной, а следовательно, еще одним источником отрицательного воздействия на функциональное состояние профессионала.
Изучение производственного обучения намотчиц выявило следующее: инструктора производственного обучения, которыми являются опытные работницы, не вооружены ни программой, ни планом, ни учебным пособием; обучение сводится к простому наблюдению в течение двух-трех дней, а иногда и недели за тем, как работает наставница; теоретическое обучение проводится только через 2—3 месяца, а иногда и через 6 месяцев от момента поступления учениц.
Таким образом, можно заключить, что существующая «организация обучения» носит «стихийный характер» и полностью зависит от индивидуальных способностей обучающих и учащихся. Подтверждением данного вывода являются результаты сравнительного анализа приемов работы, используемых в деятельности различными работницами при изготовлении изделия одного типа, и индивидуальная организация их рабочих мест (табл.22). Так, например, при изготовлении каркаса обмотки выделены четыре приема, при изготовлении вывода — шесть приемов; при укладке, изоляции и закреплении вывода первыми витками провода или замочком — шесть приемов и т. п.
Таблца 22
Индивидуальная организация рабочих мест намотчиц
Разнообразие способов выполнения намотчицами одних и тех же производственных операций и индивидуальной организации их рабочих мест отражает незнание того, как технически грамотно нужно организовывать и выполнять работу.
Результатом существующего обучения намотчиц является то, что процесс формирования профессионального мастерства растягивается до 2—3 лет вместо отведенных для этой цели 6—9 месяцев. Эти данные показали, что в процессе деятельности намотчицы испытывают отрицательное влияние целого ряда специфических факторов, затрудняющих работу зрительного анализатора и актуализацию сенсомоторных процессов, нарушающих нормальное протекание терморегуляционных процессов, создающих напряжение скелетно-мышечного аппарата, а также значительно повышающих эмоциональную напряженность работниц.
Следовательно, предположение об обусловленности частого возникновения ошибок в деятельности намотчиц, значительно снижающих эффективность их труда, ухудшением их функционального состояния, в данном случае имеет место, так как условия и организация их деятельности нерациональны.
В связи с тем что для производства требуются конкретные доказательства влияния существующих условий и организации труда на эффективность деятельности рабочих, нами была осуществлена оценка эффективности намотчиц, изготовляющих «высокую» обмотку.