Изучение психологической структуры профессиональной деятельности

Психологическое строение деятельности намотчиц

На основе концептуальной схемы анализа деятель­ности, были выделены «отдельная деятельность» и компоненты ее макрострук­туры, действия и операции. «Отдельная деятельность» — процесс намотки трансформатора — выде­лялась на основании того, что исполнение именно данного этапа работы для работниц оказалось более сложным и ответственным, так как процесс намотки катушки протекал в условиях быстрого темпа и предъявлялись высокие требования к точности его ис­полнения (допуск лишних витков — ±1 на 1000 вит­ков; недопустимость перехлеста провода и намотки провода с поврежденной изоляцией и т. п.). Скорость намотки провода регулировалась работницей посред­ством педали. Причем от качества и скорости испол­нения данных операций зависели в основном качест­во и количество изготовленных катушек трансформаторов за смену, что и определяло уровень заработка работниц. Поэтому мы предположили, что положи­тельно мотивированное отношение к работе намот­чиц в большей степени проявляется именно на дан­ном этапе работы, где наряду с актуализацией функционально значимых психических и психофизиологи­ческих процессов необходима и эмоциональная устойчивость работниц, сознательно достигаемая ими по­средством волевых усилий.

Действие намотка слоя катушки — цикличе­ски повторяемое исполнительное действие (цикл ра­вен продолжительности намотки одного слоя) было выделено на основе того, что «отдельная деятель­ность» — намотка катушки осуществляется посредст­вом непрерывно наматываемых соответственно задан­ному количеству (30—33 слоя) слоев катушки. Дан­ное действие — намотка слоя катушки практически складывается из 3 взаимосвязанных сенсомоторных операций: операции регуляции скорости намотки про­вода педалью, операции, завершающейся переключе­нием рычага, и операции, завершающейся вкладкой межслоевой изоляции, осуществляемых почти одновременно разными руками. Но сначала превалирует операция регуляции скорости намотки, а затем на этапе подготовки (пространственно-временной оценки расстояния до конца слоя) к завершению данного действия и переходу к последующему аналогичному действию все три операции протекают одновременно. Однако большую значимость приобретает координи­рованное во времени и пространстве исполнение опе­раций переключения рычага (А) и вкладка изоляции (Б). Две последние операции «сливаются» и проте­кают как целостное действие. Нарушение целостности в их взаимодействии приводит к срыву, в результате которого действие или не завершается, или за­вершается неправильно. Например, намотка провода на последующий слой осуществляется в противопо­ложную сторону от должной или провод наматывает­ся на провод, что недопустимо по технологии.