Изучение психологической структуры профессиональной деятельности
Все перечисленные факты явились основанием для выделения стадии программирования целостного действия в ведущую. Также к ведущей стадии можно отнести и стадию контроля целостного действия, так как она обеспечивает контроль качества «слияния» операций в действие, т. е. качество реализации действия.
Таким образом, ведущими компонентами исследуемого действия являются когнитивные стадии «целостного действия»: программа и контроль.
К вспомогательным компонентам «целостного действия» были отнесены когнитивные стадии операций а и б (построение программ и контроля операций), в течение которых работницы осуществляют дополнительное программирование и контроль реализации каждой операции в отдельности, а также исполнительные стадии (стадии реализации) этих же операций. Эти компоненты занимают значительно меньшую долю длительности в функциональной структуре «целостного действия» чем ведущие (см.рис.22).. Такое рассмотрение компонентов функциональной структуры исследуемого действия позволило нам сделать допущение о том, что ведущие компоненты раскрывают общую картину организации работницей исполнения целостного действия, а вспомогательные — раскрывают, как протекает у работницы сам процесс «слияния» отдельных операций в целостное действие. Это допущение основывалось и на теоретическом материале, согласно которому исследуемое действие можно отнести к предметному действию, осуществляемому на уровне Д, так как в концепции Н. А. Берн-штейна об уровнях построения движений на уровне Д выделяются ведущие и вспомогательные движения — компоненты. Ведущие раскрывают смысловую структуру действия, а вспомогательные, фоновые — его двигательный состав. «Смысловая структура действия определяется содержанием задачи и «в свою очередь» определяет тот сензорный или сензорио-пюстический синтез, который адекватен задаче».
Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что взаимодействие ведущих и вспомогательных компонентов исследуемого действия отражает взаимодействие мыслительных, сенсорных и моторных функций в сенсомоторном процессе, актуализируемом при выполнении сложного перцептивно-моторного действия.