Изучение психологической структуры профессиональной деятельности
Сравнительный микроанализ функциональной структуры исследуемого действия у работниц разной квалификации также показал, что программирование операции б протекает у намотчиц в четыре раза, у учениц в два раза длительнее, чем программирование операции а. Кроме того, длительность протекания когнитивных и исполнительных компонентов операции б в два раза превышает длительность протекания "аналогичных компонентов операции а у всех работниц (см. рис. 22). Эти данные, а также данные макроанализа о сложности сонастраивания операций А и Б в начале работы у работницы с 20-летним стажем позволили сделать вывод о том, что операция Б значительно сложнее операции Л. Еще одним доказательством превышения допустимой разницы в сложности исполнения операций А и Б являются данные лабораторных исследований, проведенных на движениях, аналогичных движениям, совершаемым намотчицами при исполнении изучаемого нами действия. Результаты лабораторных исследований показали, что длительность протекания движений, амплитуда которых определяется только визуально (в нашем случае это операция Б), на 17% больше длительности протекания движений, ограниченных внешними средствами, например рычагом (в нашем случае это операция Л). В данном исследовании это различие достигает даже у намотчицы с 20-летним стажем 39%, т. е. в два раза больше предполагаемого по экспериментальным данным.
Также удалось выявить и определенную последовательность протекания и общую картину взаимодействия компонентов функциональной структуры «целостного действия», типичные для всех исследованных работниц (см. рис. 22). Основные моменты этой последовательности заключаются в том, что после завершения программирования целостного действия начинается программирование операции б, хотя первой начинается реализация операции а. Начало построения программы операции б раньше, чем операции а, обусловлено тем, что операция б, как было установлено, сложнее операции а и на организацию ее адекватного протекания требуется больше времени. Реализация же операции а первой задана в технологии. Построение программы операции а начинается приблизительно в середине протекания программирования операции б, и именно этот момент, как мы предполагаем, можно считать началом запланированного слияния операций, так как в это время работница уже готовится к реализации целостного действия, поэтому и программирование операций протекает взаимосвязанно. Затем начинается реализация операции а, в то время как программирование операции б еще некоторое время продолжается. В середине протекания стадии реализации операции а начинается реализация операции б, и именно в это время реализация операций а и б протекает взаимосвязанно (только у ученицы последовательно), что отражает завершение исполнительной части сложного перцептивно-моторного действия. В связи с тем что операция а несложная, она протекает быстрее и завершается раньше операции б, поэтому и контроль за качеством исполнения операции а начинается первым. После завершения реализации операции б начинается контроль за ее качеством, но завершается реализация операции б одновременно с завершением контроля операции а, и поэтому контроль операции б как бы сливается с контролем, осуществляемым за качеством исполнения всего действия в целом. Некоторое время контроль операции б и целостного действия протекает взаимосвязанно. Завершается исполнение целостного действия окончательным контролем — контролем целостного действия.