Изучение психологической структуры профессиональной деятельности

Итак, можно заключить, что типичными особенностями, выявленными в функциональной структуре сложного перцептивно-моторного действия, лежаще­го в основе деятельности намотчиц, являются: а) на­личие ведущих и вспомогательных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает его исполне­ние; б) значительная разница в сложности исполне­ния координируемых в пространстве и времени опе­раций А и Б; в) определенная картина последова­тельности протекания и взаимодействия компонентов функциональной структуры исследуемого действия. Наряду с типичными характеристиками функцио­нальной структуры исследуемого действия, выявлен­ными при сравнительном анализе деятельности на­мотчиц разной квалификации, были установлены и особенности функциональной структуры данного дей­ствия, отражающие разницу в регуляции его проте­кания у намотчиц с 5- и 20-летним стажем работы и у ученицы. Так, у работницы с 20-летним стажем наблюдается четкое равномерное планирование последовательности включения и взаимодействия всех компонентов (стадий). На построение программы це­лостного действия она выделяет 72% времени от общего времени исполнения целостного действия. По-видимому, поэтому для взаимосвязанно­го программирования операций, обеспечива­ющего их «слияние» в   действие,    ей   требуется всего 3% от времени исполнения целостного дейст­вия, а взаимосвязанное протекание стадий реализа­ции операций занимает 1% от времени исполнения целостного действия. Контролю за реализацией це­лостного действия выделяется 13% времени, из ко­торых 10%  контроль взаимодействует с контролем операции б, что еще раз свидетельствует о сложно­сти ее исполнения. Причем взаимоотношения между когнитивными и исполнительными компонентами це­лостного действия носят четко выраженный диффе­ренцированный характер. Так, увеличение длитель­ности программирования целостного действия приво­дит к значительному сокращению длительности ста­дии контроля и к стабилизации ее протекания. Когнитивные стадии целостного действия и операции б как бы взаимодополняют друг друга, их кривые или перекрещиваются, или имеют общие точки соприкос­новения. Аналогичная картина взаимоотношений наблюдается и между когнитивными стадиями целостно­го действия и операцией а. Это свидетельствует о пластичности функциональной структуры исполняе­мого работницей с 20-летним стажем действия, бла­годаря которой ей удается быстро осуществить синх­ронное сомастраивание операций разной сложности и удерживать сонастроенность более длительное время, чем работнице с 5-летним стажем.

Общая картина взаимодействия и последователь­ность включения компонентов функциональной структуры целостного действия, исполняемого работ­ницей с 20-летним стажем, представляют собой кар­тину гармоничного взаимодействия всех компонентов функциональной структуры при «слиянии» операций в целостное действие.