Изучение психологической структуры профессиональной деятельности
Итак, можно заключить, что типичными особенностями, выявленными в функциональной структуре сложного перцептивно-моторного действия, лежащего в основе деятельности намотчиц, являются: а) наличие ведущих и вспомогательных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает его исполнение; б) значительная разница в сложности исполнения координируемых в пространстве и времени операций А и Б; в) определенная картина последовательности протекания и взаимодействия компонентов функциональной структуры исследуемого действия. Наряду с типичными характеристиками функциональной структуры исследуемого действия, выявленными при сравнительном анализе деятельности намотчиц разной квалификации, были установлены и особенности функциональной структуры данного действия, отражающие разницу в регуляции его протекания у намотчиц с 5- и 20-летним стажем работы и у ученицы. Так, у работницы с 20-летним стажем наблюдается четкое равномерное планирование последовательности включения и взаимодействия всех компонентов (стадий). На построение программы целостного действия она выделяет 72% времени от общего времени исполнения целостного действия. По-видимому, поэтому для взаимосвязанного программирования операций, обеспечивающего их «слияние» в действие, ей требуется всего 3% от времени исполнения целостного действия, а взаимосвязанное протекание стадий реализации операций занимает 1% от времени исполнения целостного действия. Контролю за реализацией целостного действия выделяется 13% времени, из которых 10% контроль взаимодействует с контролем операции б, что еще раз свидетельствует о сложности ее исполнения. Причем взаимоотношения между когнитивными и исполнительными компонентами целостного действия носят четко выраженный дифференцированный характер. Так, увеличение длительности программирования целостного действия приводит к значительному сокращению длительности стадии контроля и к стабилизации ее протекания. Когнитивные стадии целостного действия и операции б как бы взаимодополняют друг друга, их кривые или перекрещиваются, или имеют общие точки соприкосновения. Аналогичная картина взаимоотношений наблюдается и между когнитивными стадиями целостного действия и операцией а. Это свидетельствует о пластичности функциональной структуры исполняемого работницей с 20-летним стажем действия, благодаря которой ей удается быстро осуществить синхронное сомастраивание операций разной сложности и удерживать сонастроенность более длительное время, чем работнице с 5-летним стажем.
Общая картина взаимодействия и последовательность включения компонентов функциональной структуры целостного действия, исполняемого работницей с 20-летним стажем, представляют собой картину гармоничного взаимодействия всех компонентов функциональной структуры при «слиянии» операций в целостное действие.