Изучение психологической структуры профессиональной деятельности
Если у намотчиц с 20-летним стажем исследуемое действие можно считать сформированным, то у работниц с 5-летним стажем дело обстоит иначе. Планирование последовательности включения и взаимодействия компонентов функциональной структуры целостного действия можно охарактеризовать как неравномерное: построению программы целостного действия уделяется 62% от времени исполнения всего целостного действия, т. е. на 10% меньше, чем в сформированном действии; совместное протекание стадий построения программы операций занимает 6% времени, тогда как в сформированном действии — только 3%. Раньше, чем в сформированном действии, начинается реализация операции б, и поэтому 2% времени от общего она взаимодействует с аналогичной стадией операции а; контроль операции б практически до конца взаимодействует с контролем целостного действия, занимая 11 % времени от общего. Взаимоотношения между компонентами функциональной структуры целостного действия носят смешанный диффузный характер между когнитивными и исполнительными стадиями операции б. Последние данные позволяют предположить, что у работницы с 5-летним стажем операции а и б сформированы неодинаково, так как взаимоотношения между компонентами простой операции (а) носят дифференцированный характер, а между компонентами сложной операции (б) взаимоотношения носят диффузный характер, что, по-видимому, и отражается в диффузном характере взаимоотношений между когнитивными компонентами целостного действия. Кроме того, программирование операции б и ее реализация занимают такую же долю длительности в аналогичной операции у ученицы. Соотношение же когнитивных и исполнительных компонентов операции а у намотчицы с 5-летним стажем приближается к соотношению тех же компонентов в аналогичной операции у работницы с 20-летним стажем. Эти данные еще раз подтверждают, что операцию а можно считать сформированной, а операцию б — сформированной не окончательно.
Таким образом, выявленная картина взаимоотношения и соотношений между компонентами функциональной структуры целостного действия, исполняемого работницей с 5-летним стажем, показала, что у нее еще не сложилось гармоничное взаимодействие компонентов функциональной структуры, так как степень сформированности операций, «сливающихся» в целостное действие, разная. Это нашло свое выражение в том, что на программирование целостного действия она выделяет времени меньше, чем работница с 20-летним стажем. В связи с этим ей приходится выделять больше времени на самостоятельное программирование операций, замедлять взаимосвязанное протекание реализации операций и время на контроль более сложной операции б значительно увеличивать. Также отсутствует пластичность функциональной структуры из-за диффузного характера взаимодействия между ведущими и, частично, вспомогательными компонентами целостного действия. Эти данные в сравнении с данными, характеризующими протекание деятельности у работниц с 20-летним стажем, подтверждают вывод, сделанный нами на основании макроанализа функциональной структуры деятельности намотчиц, о том, что у работниц с 5-летним стажем процесс формирования профессионального мастерства еще не завершен. Более того, эти данные раскрывают, какое именно звено в исследуемом действии несовершенно и влияет на протекание всего действия в целом. Это звено — операция б.