Изучение психологической структуры профессиональной деятельности

Если у намотчиц с 20-летним стажем исследуемое действие можно считать сформированным, то у ра­ботниц с 5-летним стажем дело обстоит иначе. Пла­нирование последовательности включения и взаимо­действия компонентов функциональной структуры це­лостного действия можно охарактеризовать как не­равномерное: построению программы целостного дей­ствия уделяется 62% от времени исполнения всего целостного действия, т. е. на 10% меньше, чем в сформированном действии; совместное протекание стадий построения программы операций занимает 6% времени, тогда как в сформированном дейст­вии — только 3%. Раньше, чем в сформированном дей­ствии, начинается реализация операции б, и поэтому 2% времени от общего она взаимодействует с аналогичной стадией операции а; контроль операции б практически до конца взаимодействует с контролем целостного действия, занимая 11 % времени от обще­го. Взаимоотношения между компонентами функцио­нальной структуры целостного действия носят сме­шанный диффузный характер между когнитивными и исполнительными стадиями операции б. Последние данные позволяют предположить, что у работницы с 5-летним стажем операции а и б сформированы неодинаково, так как взаимоотношения между компо­нентами простой операции (а) носят дифференциро­ванный характер, а между компонентами сложной операции (б) взаимоотношения носят диффузный характер, что, по-видимому, и отражается в диффузном характере взаимоотношений между когнитивны­ми компонентами целостного действия. Кроме того, программирование операции б и ее реализация зани­мают такую же долю длительности в аналогичной операции у ученицы. Соотношение же когнитивных и исполнительных компонентов операции а у намот­чицы с 5-летним стажем приближается к соотноше­нию тех же компонентов в аналогичной операции у работницы с 20-летним стажем. Эти данные еще раз подтверждают, что операцию а можно считать сфор­мированной, а операцию б — сформированной не окончательно.

Таким образом, выявленная картина взаимоотно­шения и соотношений между компонентами функцио­нальной структуры целостного действия, исполняемо­го работницей с 5-летним стажем, показала, что у нее еще не сложилось гармоничное взаимодействие компонентов функциональной структуры, так как сте­пень сформированности операций, «сливающихся» в целостное действие, разная. Это нашло свое выра­жение в том, что на программирование целостного действия она выделяет времени меньше, чем работ­ница с 20-летним стажем. В связи с этим ей прихо­дится выделять больше времени на самостоятельное программирование операций, замедлять взаимосвязанное протекание реализации операций и время на контроль более сложной операции б значительно уве­личивать. Также отсутствует пластичность функцио­нальной структуры из-за диффузного характера взаимодействия между ведущими и, частично, вспо­могательными компонентами целостного действия. Эти данные в сравнении с данными, характеризую­щими протекание деятельности у работниц с 20-лет­ним стажем, подтверждают вывод, сделанный нами на основании макроанализа функциональной струк­туры деятельности намотчиц, о том, что у работниц с 5-летним стажем процесс формирования профес­сионального мастерства еще не завершен. Более то­го, эти данные раскрывают, какое именно звено в ис­следуемом действии несовершенно и влияет на про­текание всего действия в целом. Это звено — опера­ция б.