Изучение психологической структуры профессиональной деятельности
У ученицы выявлено нерациональное планирование исполняемого целостного действия. На построение программы целостного действия ученица выделяет лишь 50% времени от общего, на 22% меньше, чем в сформированном действии, а контроль целостного действия занимает 24% времени от общего, в два раза больше, чем у профессионалов. Стадии построения программ операций взаимодействуют друг с другом 11% времени, тогда как в сформированном действии — всего 3% времени; стадии реализации протекают отдельно, причем после завершения реализации операции а осуществляется сначала частичный контроль за качеством ее реализации, занимающий лишь 1 % времени от общего, и только после этого начинается реализация операции б. Взаимодействие между стадиями реализации у ученицы отсутствует, тогда как у квалифицированных работниц оно имеет место. Взаимодействие контроля операции б и контроля целостного действия занимает всего 7% времени, хотя контроль целостного действия занимает 24%, тогда как в сформированном действии аналогичное взаимодействие занимает в три раза больше времени (см. рис. 22).
Выявленная картина включения и взаимодействия компонентов функциональной структуры формируемого целостного действия показала, что у ученицы еще не произошло выделения сложных и простых моментов работы, что для нее каждый последующий шаг одинаково сложен, как и предыдущий. Так, реализацию операций она еще не может осуществлять одномоментно, так как ей необходимо хотя бы частично проверить качество исполнения операции а, и только после контроля ученица осуществляет исполнение операции б, но при медленном темпе работы, что и позволяет ей исполнить действие. Также диффузный характер взаимоотношения между компонентами функциональной структуры свидетельствует о тех затруднениях, которые испытывает ученица на каждом шагу исполнения данного действия.
Сравнительный микроанализ взаимодействия компонентов функциональной структуры, отражающих регуляцию протекания сложного перцептивно-моторного действия у работниц разной квалификации, уточнил психологические причины, осложняющие осуществление работницами процесса «слияния» операций в целостное действие. Ими оказались:
а) разная сложность исполнения операций А и Б;
б) нерациональное планирование деятельности, обусловленное незавершенностью формирования профессионального мастерства, проявившееся особенно четко у ученицы, а также и у намотчицы с 5-летним стажем работы в том, что продумыванию организации двигательного состава действия в целом работницы уделяют меньше внимания, чем организации исполнения отдельных операций, которые только взаимодействуя могут «слиться» в целостное действие. О слабом планировании также свидетельствует и диффузный характер взаимодействия ведущих и вспомогательных компонентов исследуемого действия. По-видимому, это обусловлено тем, что у работ ниц еще отсутствует пластичная компенсация во взаимодействии актуализируемых деятельностью мыслительных, сенсорных и моторных функций;
в) разная степень сформированности «сливающихся» операций у намотчицы с 5-летним стажем работы.