Изучение психологической структуры профессиональной деятельности

У ученицы выявлено нерациональное планирова­ние исполняемого целостного действия. На построение программы целостного действия ученица выде­ляет лишь 50% времени от общего, на 22% меньше, чем в сформированном действии, а контроль целост­ного действия занимает 24% времени от общего, в два раза больше, чем у профессионалов. Стадии по­строения программ операций взаимодействуют друг с другом 11% времени, тогда как в сформированном действии — всего 3% времени; стадии реализации протекают отдельно, причем после завершения реа­лизации операции а осуществляется сначала частич­ный контроль за качеством ее реализации, занимающий лишь 1 % времени от общего, и только после это­го начинается реализация операции б. Взаимодейст­вие между стадиями реализации у ученицы отсутст­вует, тогда как у квалифицированных работниц оно имеет место. Взаимодействие контроля операции б и контроля целостного действия занимает всего 7% времени, хотя контроль целостного действия занима­ет 24%, тогда как в сформированном действии анало­гичное взаимодействие занимает в три раза больше времени (см. рис. 22).

Выявленная картина включения и взаимодействия компонентов функциональной структуры формируе­мого целостного действия показала, что у ученицы еще не произошло выделения сложных и простых мо­ментов работы, что для нее каждый последующий шаг одинаково сложен, как и предыдущий. Так, реа­лизацию операций она еще не может осуществлять одномоментно, так как ей необходимо хотя бы час­тично проверить качество исполнения операции а, и только после контроля ученица осуществляет испол­нение операции б, но при медленном темпе работы, что и позволяет ей исполнить действие. Также диф­фузный характер взаимоотношения между компонентами функциональной структуры свидетельствует о тех затруднениях, которые испытывает ученица на каждом шагу исполнения данного действия.

Сравнительный микроанализ взаимодействия ком­понентов функциональной структуры, отражающих регуляцию протекания сложного перцептивно-мотор­ного действия у работниц разной квалификации, уточ­нил психологические причины, осложняющие осуще­ствление работницами процесса «слияния» операций в целостное действие. Ими оказались:

а) разная сложность исполнения операций А и Б;

б) нерациональное планирование деятельности, обусловленное незавершенностью формирования профессионального мастерства,   проявившееся особенно четко у ученицы, а также и у намотчицы с 5-летним стажем работы в том, что продумыванию организации двигательного состава действия в целом работ­ницы уделяют меньше   внимания, чем организации исполнения отдельных операций, которые только взаимодействуя могут «слиться» в целостное дейст­вие. О слабом планировании также свидетельствует и диффузный характер взаимодействия ведущих и вспомогательных компонентов исследуемого дейст­вия. По-видимому, это обусловлено тем, что у работ­ ниц еще отсутствует   пластичная    компенсация во взаимодействии актуализируемых деятельностью мыслительных, сенсорных и моторных функций;

в) разная степень сформированности «сливаю­щихся» операций у намотчицы с 5-летним стажем работы.