Изучение психологической структуры профессиональной деятельности

Особенности исполнения исследуемого действия, выявленные у работницы с 20-летним стажем, кото­рые проявились в асинхронном характере протекания сонастраиваемых операций Л и Б в начале работы, позволили сделать предположение о том, что испол­нение операции Б значительно сложнее операции А, так как операция А протекает плавно и ритмично Б-с большой вариативностью показателей.

Таким образом, макроанализ   функциональной структуры деятельности намотчиц дополнил и раскрыл результаты, полученные при операционно-тех­нологическом ее изучении. Он показал, что кроме трудностей, испытываемых намотчицами из-за нера­ционального скоростного режима, возможны ослож­нения и из-за разницы в сложности исполнения опе­раций А и Б, а также из-за слабой постановки про­фессионального обучения, так как даже 5 лет ока­залось недостаточно намотчице для приобретения не­обходимого профессионального мастерства. Наряду с этим макроанализ позволил, в определенной мере, раскрыть психологическую сущность изменений, про­исходящих в структуре основного профессионального действия, которые отражают психологические труд­ности, переживаемые профессионалом при достиже­нии поставленной им цели. Но так как трудности в первую очередь влияют на процесс регуляции проте­кания исследуемого сложного перцептивно-моторного действия, следующим этапом работы явилось изуче­ние функциональной структуры данного действия на микроуровне у работниц разной квалификации с целью выявления регуляции его протекания.

В связи с тем что по данным макроанализа было выдвинуто предположение о незавершенности фор­мирования профессионального мастерства у намот­чиц с 5-летним стажем работы, при анализе функ­циональной структуры на микроуровне наряду с изу­чением деятельности работниц с 5- и 20-летним ста­жем было предпринято изучение деятельности уче­ницы в целях выявления звена в структуре сложно­го перцептивно-моторного действия, формирование которого затруднено.

Микроанализ функциональной структуры дея­тельности намотчиц. Исходя из того, что информа­тивным показателем микроанализа является длитель­ность протекания когнитивных и исполнительных ста­дий действия, в нашем случае анализировались сле­дующие характеристики: время построения про­граммы целостного действия — tnи контроля за его реализацией — tK, время построения программы опе­рации а tПаи контроля за ее реализацией — tKa; время построения программы операции б — tПбиконтроля за ее реализацией — tПб;время реализации операции а — tPaи операции бtРб(см. рис. 16), а также взаимодействие этих компонентов.