Стили руководства

Наверное, практически каждому из нас приходилось наблюдать такую картину: две совершенно одинаковые организации, но в одной «все ходят по струнке», а в другой даже и не понять, «кто есть кто»: где руководитель, а где подчиненный. Может быть, разные составы коллективов? Нет, они очень похожи: по возрасту, полу, уровню квалификации. Значит, дело в руководителе?

С проблемой лидерства и руководства связаны различные стили осуществления определенной деятельности, которые можно свести к трем основным видам.

Авторитарный стиль характеризуется деловыми, краткими распоряжениями; запретами без снисхождений, часто сопровождаемыми угрозами; четкой речью и неприветливым тоном. Похвала и порицание работников при этом крайне субъективны, эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее, во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, его позиция— вне группы.

Демократический стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание — с учетом мнения коллектива. Мероприятия планируются не заранее, а непосредственно в коллективе. Распоряжения и запреты выносятся на основе дискуссий. За реализацию принятых предложений ответственны все. Позиция руководителя — внутри группы.

Попустительский, или либеральный, стиль характеризуется стандартно-формализованным тоном, отсутствием похвалы и порицаний, а также сотрудничества как
такового. Дела в коллективе идут сами собой, лидер укааний не дает. Работа распределяется самими работниками или неформальным лидером. Позиция лидера — в стороне от группы.

Кроме этих основных стилей руководства и лидерства руководителя различают и другие. Например, в работах Л. И. Уманского названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор, лидер-умелец, лидер эмоционального притяжения.

Стиль руководства и поведение руководителя при выполнении своих функций в различных производственных ситуациях зависят как от объективных условий, так и от своеобразия жизненного и профессионального опыта. Например, нри исследовании роли руководителя в обеспечении нормального социально-психологического климата и дисциплинированности в коллективе были выявлены различныеуправленческие стратегии, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями и должностными позициями руководителей. Так, стратегия управления, отражающая стремление решать вопросы укрепления дисциплины и создания нормального климата через жесткий контроль и материальное поощрение, оказалась связанной с такими чертами личности, как общая неуверенность, склонность к опасениям. Этот фактор в большей степени выражен у директоров предприятий, чем у начальников подразделений.