Каждый руководитель — оратор

В практике управленческой деятельности большое значение имеет умение убеждать партнеров по общению, в том числе и большое количество людей одновременно. Кроме того, каждому руководителю необходимы навыки свободного поведения в различных аудиториях, что предполагает овладение основами ораторского искусства и знаниями некоторых особенностей передачи информации. К психологическим способам воздействия в процессе общения относятся: заражение, внушение и подражание.

Заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность людей определенным психическим состояниям. Так, при дефиците информации о какой-либо пугающей или непонятной новости либо же ее избытке возникает эмоциональное состояние, называемое паникой. При массовых публичных выступлениях стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, являются аплодисменты. Внушение — это эмоциональное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей в результате некритического восприятия информации внушаемым^). Дети и больные люди более поддаются этому эффекту. Но решающую роль играет авторитет человека, который оказывает психологическое воздействие. Исследования в этой области имеют большое значение для медицины (лечебный гипноз), пропаганды и рекламы.

Специфика подражания состоит в том, что это уже не просто принятие внешних черт поведения человека или более массовых психических состояний, но и воспроизведение образцов чьего-то поведения. Подражание имеет свои закономерности. Оно может осуществляться от внутреннего к внешнему (сначала воспринимается мировоззрение, а уже затем связанные с ним атрибуты) или же иметь внешний характер (дети подражают взрослым).

В условиях межличностного общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. По мнению некоторых психологов, распространение информации проходит через «фильтр доверия» или «фильтр недоверия». Эти «фильтры» действуют так, что ложная информация может оказаться принятой, а истинная — нет. Однако существуют средства, ослабляющие их действие. Их совокупность выполняет роль сопроводителя информации, создает благоприятный «фон» (например, музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи).

Причиной нарушения взаимодействия партнеров и передачи информации аудитории могут выступать также смысловые барьеры общения. Под ними понимают несовпадение у собеседников смыслов высказанного требования, просьбы, приказа, создающее препятствие для взаимопонимания и взаимодействия. Чтобы этого избежать, необходимо учитывать конкретный состав коллектива.

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемой личности, называют аттракцией, что означает «привлечение». Аттракцию рассматривают как особый вид социальной установки на другого человека.

Установка личности представляет собой неосознаваемое состояние готовности, предрасположенности к общению и деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная ее потребность. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, является либо результатом недостаточно обоснованных выводов из личного опыта, либо итогом некритического усвоения стереотипов мышления. Установки по отношению к фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными. В их составе выделяют три подструктуры: когнитивную — образ того, что готов познать и воспринимать человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определенным образом действовать по отношению к нему. Поэтому формирование позитивной целевой направленности является одной из основных задач руководителя, особенно когда он выступает в роли оратора.

При выполнении различных социальных ролей, требующих действия в присутствии большого количества людей (выступление на собрании, чтение лекций, проведение совещания, конференции, диспута и т. д.), необходимо помнить о существовании так называемой «идеи контрастных представлений». Суть ее в том, что действующий винит в неудаче объективные обстоятельства, в то время как наблюдатель — самого исполнителя.