Каждый руководитель — оратор

Важное место в управленческой деятельности отводится организации различных групповых дискуссий, основными формами которых являются:

• традиционные совещания, когда руководитель дает указания и спрашивает, а подчиненные слушают и отвечают;

• брейн-шторминг (мозговая атака), при котором группа разбивается на «генераторов идей» и «критиков»;

• метод синектики (соединения разнородного), который предусматривает выделение пяти — семи «синекторов» (затравщиков) дискуссии с заведомо различными подходами к решаемой проблеме.

Психологическими исследованиями установлено, что групповые решения, в отличие от индивидуальных, несут в себе большую степень риска. При этом групповые дискуссии, как правило, сопровождаются явлениями «поляризации группы»: в ходе дискуссии противоположные мнения не только заостряются, но и вызывают принятие или отвергание их всеми членами группы. «Средние» мнения как бы растворяются в полярных.

Приводим некоторые социально-психологические рекомендации по освоению методики публичных выступлений:

1. Овладеть основами ораторского искусства можно даже в том случае, если у человека нет для этого необходимых данных. Но следует знать, что этому способствуют такие качества, как гибкий ум, твердая память, обширные интересы, остроумие, эмоциональность, правильное выполнение задачи «что — где — как сказать».

2. Оратором может быть человек любого темперамента, но с положительными установками. При этом важно учитывать особенности своего темперамента, развивая позитивные черты и подавляя негативные.

3. Перед выступлением необходимо определить состав аудитории: количество слушателей, наличие постоянных контактов между ними, степень однородности состава (социальной, профессиональной, возрастной, половой и т. п.), организованность, ориентированность и т. д. Важно, чтобы аудитория характеризовалась преимущественно познавательными мотивами, поскольку в таком случае у нее уже будет сформирована внутренняя установка на слушание материала.

4. При проведении публичных выступлений надо научиться предугадывать так называемые «софистические уловки», к которым относятся:

— чрезмерное уточнение: участник дискуссии пытается опровергнуть тот или иной тезис не логическим способом, а с помощью вопроса по уточнению (количественному, временному и т. д.), которое заведомо невозможно;

— ответ в кредит: участник полемики, затрудняясь ответить на вопрос, не заявляет об этом прямо, а под различными предлогами переносит ответ на неопределенный срок;

— ответ вопросом на вопрос: эта установка часто наблюдается при плохой организации обсуждения или дискуссии;

— отрицательная оценка самого вопроса: не отвечая по существу и стремясь уйти от ответа, выступающий ограничивается негативной оценкой заданного вопроса типа «это незрелые взгляды», «это же догматизм» и т. д.

5. Для преодоления возникающих смысловых барьеров общения необходимо учитывать, что такие ситуации возникают, когда:

— мысль говорящего не находит адекватного воплощения в речи и он не в состоянии выразить полно то, что хочет;

— средства речевого изложения материала не соответствуют языковым знаниям слушателей;

— слушатели не обладают необходимыми умениями интерпретировать воспринимаемый текст.

6. При подготовке публичного выступления нужно помнить, что «величина» волнения обратно пропорциональна затраченному на доклад времени. В день выступления избегайте конфликтных ситуаций, поскольку общение с большим количеством людей требует напряжения духовных и физических сил. Доброжелательность, приветливая улыбка свидетельствуют о хорошем отношении к слушателям и вызывают такую же ответную реакцию.

Представление о наличии у человека ораторских данных дают такие психологические характеристики: предрасположенность (нормальный уровень интеллекта, слух и звукопроизношение, правильное членение речи на периоды и ее интонирование, голосовые данные и т. д.); готовность к ораторской деятельности (системность и глубина индивидуального опыта, широта знаний, профессиональная ориентированность и др.); включаемость в процесс общения (умение одновременно владеть собой, аудиторией и материалом выступления, ориентироваться во времени и т. д.).