5.4. Мышление

Анализ и синтез, будучи основой мыслительного процесса, выступают в разных умственных операциях, имеющих более частный характер.

Эти операции следующие:

Сравнение — установление сходства и различия между предметами или явлениями действительности.

Абстракция — мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение одних лишь существенных особенностей группы предметов или явлений.

Конкретизация — мысленный переход от более общего понятия к более частным. Применение обобщающего знания к отдельному случаю.

Различают следующие логические формы мышления:

Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Бывают: общими, частными и единичными. Образуются непосредственно и опосредованно.

Умозаключение — это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая их из содержания исходных суждений. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм.

Различают умозаключения двух основных видов:

1) индуктивное (индукция);

2) дедуктивное (дедукция).

Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т. д. к общему положению. Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру, явлению. Причем, у разных людей преобладает какой-либо из этих видов, порождая индивидуальный стиль мышления.

Мышление, однако, не всегда выступает как процесс, в котором действуют логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются изменения его эмоций. Эмоции способны искажать, стимулировать мышление.

Одним из видов искаженного мышления является аутизм. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не находит истину.

Существуют индивидуальные особенности мышления как процесса:

Широта мышления — это способность охватить весь процесс целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области знания, в способности системного видения, представления системы связей и отношений внутри объектов и между ними.