Введение

В жизни необходима не только опосредованная психологическая связь с другими людьми через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) и контакты на улице, в театре и кино, но и более доверительное, интимно-личное общение, без чего трудно сохранить хороший эмоциональный жизненный тонус. Это особенно чувствуют жители больших городов, где обостряется проблема одиночества.

Дефицит доверительного общения, стабильности в отношениях, мимолетность встреч и знакомств приводят к затруднительным ситуациям и даже образованию напряженности и конфликтности «каждого с каждым» или «всех со всеми». Устойчиво сохраняющаяся напряженность может вызывать различные функциональные расстройства (общее недомогание, апатию) и даже сердечно-сосудистые и желудочные заболевания. Этим еще раз подтверждается мысль о влиянии психического самочувствия человека на его физическое состояние, а также об обратном влиянии — «в здоровом теле — здоровый дух». Порой осложнения в личных и деловых отношениях происходят из-за того, что мы не умеем вести спор, дискуссию.

Недостаточная психологическая грамотность большинства членов нашего общества является одной из причин все еще невысокого уровня кадровой работы в отраслях производства. И в условиях стремительно развивающейся техники и усложняющихся технологий цена наших просчетов в этой сфере возрастает неимоверно. Вот почему трудно переоценить актуальность разработки и внедрения в практику нового научно-практического направления — психологии кадровой работы, или, иными словами, психологии работы с людьми на производстве. То, что приоритет общечеловеческих ценностей перед всеми остальными очевиден, уже доказывать не нужно. Но от лозунга «Все во имя человека, для блага человека» пора переходить к углубленному познанию личности. Давно назрела необходимость заменить учетные карточки в отделах кадров, где основное внимание уделяется анкетным данным, на документы, отражающие истинные способности человека думать, принимать решения, делать ту или иную работу. Но для этого надо дать всем причастным к работе с людьми определенные знания.

Основной целью предлагаемой книги и является оказание помощи предпринимателям, руководителям различного уровня, сотрудникам кадровых служб предприятий и организаций в овладении основами психологических знаний, необходимых для осуществления компетентной кадровой работы. В ней предпринята попытка в популярной форме дать представление о психологии взрослого человека, психологии работы с людьми на производстве, а также приводятся разнообразные тесты и их расшифровка.